Так что же изучать в школе?
http://lgz.ru/article/-14-6638-04-04-20 ... -v-shkole/
вот и ответ. И с точки зрения цели и учить и отсеять все лишнее. Обыкновенной истории надо учить. Угрюм-реке и т. д.Наших детей нужно учить капитализму
_Fedor писал(а):Главный вопрос зачем и почему .вот и ответ. И с точки зрения цели и учить и отсеять все лишнее. Обыкновенной истории надо учить. Угрюм-реке и т. д.Наших детей нужно учить капитализму
Но орловские крестьяне, пришедшие в это раздолье из своей тесноты, где "курицу и ту
выпустить некуда", как увидали "каменную деревню", так и уперлись, чтобы не
жить в ней.
- Это, мол, что за выдумка! И деды наши не жили в камени, и мы не
станем.
Забраковали новые дома и тотчас же придумали, как им устроиться в своем
вкусе.
Благодаря чрезвычайной дешевизне строевого леса здесь платили тогда за
избяной сруб от пяти до десяти рублей. "Переведенцы" сейчас же "из последних
сил" купили себе самые дешевенькие срубцы, приткнули их где попало, "на
задах", за каменными жильями, и стали в них жить без труб, в тесноте и
копоти, а свои просторные каменные дома определили "ходить до ветру", что и
исполняли.
Не прошло одного месяца, как все домики прекрасной постройки были
загажены, и новая деревня воняла так, что по ней нельзя было проехать без
крайнего отвращения. Во всех окнах стекла были повыбиты, и оттуда валил
смрад.
По учреждении такого порядка на всех подторжьях и ярмарках люди
сообщали друг другу с радостью, что "райские мужики своему барину каменную
деревню всю запакостили".
Все отвечали:
- Так ему и надо!
- Шут этакой: что выдумал!
- Вали, вали ему на голову; вали!
За что они на него злобствовали, - этого, я думаю, они и сами себе
объяснить не могли; но только они как ощетинились, так и не приняли себе ни
одного его благодеяния. Он, например, построил им в селе общую баню, в
которую всем можно было ходить мыться, и завел школу, в которой хотел
обучать грамоте мальчиков и девочек; но крестьяне в баню не стали ходить,
находя, что в ней будто "ноги стынут", а о школе шумели: зачем нашим детям
умнее отцов быть? - Мы ли-де своим детям не родители: наши ли сыновья не
пьяницы!
Дворяне этому радовались, потому что если бы райские крестьяне приняли
благодеяния своего помещика иначе, то это могло послужить вредным примером
для других, которые продолжали жить как обры и дулебы, "образом звериным".
Такого соблазнительного примера, разумеется, надо было остерегаться.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божий ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..“
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Омар Хаим писал(а):А для обучения капитализму как раз Некрасов, отвергнутый Светланой Игоревной Красовской, и подходит.
- ясен перец, ведь образование ума не прибавляет. Только образ формирует, явление. А не сущность. То есть обманку вроде блесны для щуки. Или окуня .Народ уже давно догадался, что дуракам и образование вредно. Учёный дурак опасней неучёного.
_Fedor писал(а):образование ума не прибавляет. Только образ формирует, явление. А не сущность.
Омар Хаим писал(а):А для обучения капитализму как раз Некрасов, отвергнутый Светланой Игоревной Красовской, и подходит. "Железная дорога":
Вернуться в Обсуждение материалов предыдущих номеров "Литературной газеты"
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39