Омар Хаим писал(а):Родамiр писал(а):Ну а сколько людей ходит на выставки картин - почти икон - на тему самобыттности нашей славяно-русской культуры, в том числе Высшей мифологии (Дажьбог, Сварог, Ярила, Яр, Макошь, Лада)!
Никакой Лады там не было, как и празника Ладодения (30 марта).О. Н. Трубачёв[Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 99-102] считает неприемлемыми обе крайности, порождённые неясностью слова — как возведение Лады в ранг божества, так и отнесение этого слова к бессмысленному песенному рефрену. Исследователь трактует слово в контексте славянских терминов родства.
Согласно мнению Трубачёва, праслав. *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh- «выросший, зрелый», который дал в германском aldi- «человек». Таким образом, первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина» (ср. упоминание лад — возлюбленных мужей — в «Слове о полку Игореве»). Перенесение этого слова на женщину — вторично. В качестве сравнительного материала Трубачёвым привлекается литовское имя Aldona, которое может восходить к предполагаемому термину родства *alda(s) = др.-рус. лада при помощи суффикса -ona.
Песенный рефрен дед-ладо/дид-ладо восстанавливается для общеславянского как *děd lada, то есть это название старшего родича (дед) и именное определение при нём. Возможно также сопоставление дид с балтийский корнем did- «большой, великий» (лит. didelis «большой», didus «величественный»).
И была ЛАДА! И есть!
Б.А. Рыбаков, изучивший различные точки зрения по данному вопросу, резюмировал:
"...Освобождённые от пренебрежительно-учёного критицизма, многочисленные сведения о ЛАДЕ позволяют нам считать её общеславянским божеством с функциями богини растительного плодородия (в чём она как-то соприкасается с МАКОШЬЮ, как ДЕМЕТРА с ГЕЕЙ, АРТЕМИДОЙ и др.) и богини брака".
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М.. 2002, стр. 392.