Новый кинофестиваль стартует в 2010 году в Санкт-Петербурге
Существующая система государственной финансовой поддержки кинематографа далека от совершенства. Отечественные фильмы не приглашаются фестивалями, удельный вес россиян в мировом кинопроизводстве крайне мал, а уровень, производимых фильмов - крайне низок.
Конкурс Проектов для получения государственных субсидий - запутан, не прозрачен и, скорее, способствует отсеву творчески ярких и самобытных заявок, чем их продвижению. И, как следствие - все смелое, новаторское оказывается за бортом кино процесса, ус. дорогу сомнительным прожектам, лоббирование которых берут на себя крупные продюсерские центры. Их цель - зарабатывать деньги. По этой причине на Конкурс они подают коммерчески выгодные с их точки зрения сценарии.
Сами же режиссеры не вправе выдвигать свои Проекты, поскольку Министерство Культуры не желает иметь дело с «творцами» напрямую, окутывая себя сетью посредников, в задачи которых входит выколачивание прибыли, а не поддержка ярких и талантливых идей.
Не удивительно, что титром «При финансовой поддержке Министерства Культуры РФ» так часто прикрываются картины, пропагандирующие насилие, разврат, скудоумие и мещанскую мораль. Иные, альтернативные идеи, просто не попадаются на глаза министерским чиновникам.
Замыслы, которые вызревают в головах режиссеров, отвергаются, а сами постановщики довольствуются ничтожными ролями послушных и безропотных исполнителей. В системе, где во главу угла ставится доход, не возможны ни творческий поиск, ни совершенствование кино языка. Не удивительно, что экраны страны пестрят поделками, которые поставляют кинопрокатным сетям многочисленные «мыловарни».
Но режиссеры не сдаются. Они продолжают «снимать» свои фильмы, но только на бумаге. Это не просто сценарии, скроенные по лекалам коммерческого кино, а подлинные произведения, фокусирующие в себе социальные и экзистенциальные проблемы Российского общества.
Думать, а не бесконечно пребывать в мире грез и бесплодного фантазирования - вот к чему призывают авторы этих Проектов.
Но раз речь зашла о бумаге, как единственном прибежище для творческого поиска, логично было бы использовать этот аргумент и в борьбе за государственные субсидии. Фильмы могут существовать и на бумаге. Бумажное кино – это новый формат, единственное в своем роде пристанище всего смелого, передового. И, чтобы мысль эта стала очевидной, нужен Фестиваль бумажного кино, где будут участвовать одни режиссеры, к которым смело можно было бы применить метафору Рене Клера: «Мой фильм готов – осталось только его снять».