Форум СМИ-Политика, литература, телевидение • Просмотр темы - Из истории "бардовской" песни

Из истории "бардовской" песни

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 07 янв 2010, 23:38

В связи с религиозным праздником хочется вспомнить, что одной из наиболее значительных фигур в этом жанре в нашей стране является Жанна Бичевская, как-бы не относится к ее сегодняшнему мировоззрению.
Песня иеромонаха Романа "Колокольный звон"
Жанна Бичевская и Геннадий Пономарёв
http://www.youtube.com/watch?v=JKGAiH4-2hk

А здесь сам иеромонах Роман поёт эту песню, а Жанна Бичевская подпевает
http://www.youtube.com/watch?v=Og7BsYh9PUA
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 08 янв 2010, 00:17

А вот еще православные барды Александр и Елена Михайловы.
Изображение
http://pesni.voskres.ru/music/mikha.htm
Они снимались много - и не только в эпизодах, а в главных ролях; и не в случайных фильмах, а в талантливых и интересных, взволновавших и зрителей и прессу: "Полёты во сне и наяву", "Михайло Ломоносов", "Поцелуй", "Формула любви", "Жизнь и любовь Александра Блока", "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты", "Два гусара", "Июнь, Москва, Чертаново" (телефильм, где Саша снимался с А. О. Степановой), "Ромео и Джульетта" (это работа Анатолия Эфроса, Саша играл Ромео) и др. Хотя прошло немало времени, но поклонники, любители кино их помнят и узнают на улице. В театре тоже всё складывалось удачно: хорошие роли, успех. Но далее для стороннего наблюдателя произошло нечто непонятное: Елена и Александр вдруг взяли и ушли из театра. В никуда... Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, свою душу, они получили второе образование - богословское. Утвердиться в вере, ещё до этого, им помогли поездки в Пюхтицкий и Псково-Печерский монастыри, общение со старцами. В свободное время они частным образом занимались сольфеджио, вокалом, готовя себя к новому периоду в своей жизни, творчестве. Их пригласили на работу - Саша вёл в Клинике катехизаторские беседы, помогая больным преодолеть последствия стресса, Лена, стала регентом в одном из московских храмов. И параллельно готовили свой репертуар: духовные песни и песни для детей.
Выступали они (и выступают) в больницах, в Детских домах, в Домах для престарелых, в тюрьмах, выступают в ЦДРИ, в СТД, в Зеленограде во Дворце культуры, в Клину, в Праге- в Русском центре науки и культуры, в Новосибирске, а также в монастырях и многочисленных приходах московских храмов.
О чём поют Михайловы? О Святой Руси с её просёлками, зелёным простором, поют и о древних белых храмах на холмах, о всенощной в сельской церкви, о подвижниках веры, о неземной красоте багряного заката, о жизни простой, неспешной, где любовь к Богу, к родной земле, к ближнему прославляется, как самое важное для человека. "Слава Богу за всё!" - называется одна из их кассет. Среди авторов песен - неизвестные сочинители, и такие поэты, как Владимир Соловьев, Сергей Есенин; а также архидьякон Иосиф и монахиня Антония. Здесь и песни из собрания Свято - Данилова монастыря, и старинный кант, записанный со слов древних старушек.
Другое собрание их замечательного дуэта (под гитару, иногда ещё в сопровождении скрипки и флейты) -"Тихая моя Родина", где звучат духовные песни и песни о России на слова В. Тредиаковского, И. Никитина, С Есенина, святителя Дмитрия Ростовского, Ф. Глинки, И.Бунина, Н.Гумилёва, В.Набокова, в.к. К.Романова, Н. Рубцова, иеромонаха Романа; проза Н.Гоголя и И.Тургенева; музыка М. Щеглова, В.Щукина, А.Суханова и др.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 08 янв 2010, 00:39

"Слава Богу за всё", слова монахини Антонии
http://video.yandex.ru/users/mihalichas ... %B2%D1%8B/
Не знаю музыка Михайловых или народная или еще чья, так как вот эта песня звучит в исполнении хора монахов украинского монастыря
http://www.youtube.com/watch?v=M2b1q-JNrww

"Небесный гость". Старинный кант.
http://video.yandex.ru/users/mihalichas ... %B2%D1%8B/

"Страннички" Старинный кант.
http://video.yandex.ru/users/mihalichas ... %B2%D1%8B/


А недавно Александр и Елена Михайловы вернулись на сцену с блеском сыграв в театре Вахтангова очень проникновенный спектакль "Матрёнин двор", автор еще жив был когда была премьера кажется.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 20 янв 2010, 01:14

Изображение

Джо Хилл (Joe Hill), урожденный Йоэль Эмануель Хагглунд. Он родился 7 октября 1879 года в городе Евле, севернее Стокгольма, Швеция, как девятый ребенок в семье железнодорожного рабочего. Его отец умер, когда Хиллу было восемь лет, и он пошел работать, чтобы помочь матери прокормить шестерых братьев. Когда мать Хилла умерла в 1902, он эмигрировал в США, где его имя было изменено на “Джозеф Хиллстром”. Здесь он стал рабочим-мигрантом, трудившимся во многих местах от Нью-Йорка до Кливленда. Позже он осел на Западном побережье. Известно, что в 1906 он был свидетелем большого землетрясения в Сан-Франциско. Около 1910 Джо Хилл, работая в доках Сан-Педро, шт. Калифорния, вступил в революционный синдикалистский профсоюз “Индустриальные рабочие мира” (ИРМ), где быстро стал одним из самых видных организаторов и пропагандистов. Его песни получили мировую известность.
Джо Хилл стал автором песен, бардом ИРМ. Он сделал больше, чем кто-либо другой, для превращения “уоббли” в поющее движение. Он написал десятки песен ИРМ, которые печатались на специальных карточках, публиковались в газетах “Индастриал уоркер” и “Солидарити”, были собраны в красном песеннике. В резких, полных юмора и скептицизма выражениях они клеймили “добродетели” американского образа жизни.

В 1909–1915 годах ИРМ провели 30 кампаний с требованием свободы слова – право, между прочим, зафиксированное в американской конституции. Власти не стеснялись прибегать к самым бесстыдным провокациям, и “уоббли” светила в лучшем случае тюрьма, как правило, в сочетании с избиениями и каторгой.
Один из излюбленных методов ИРМ в ходе этого “движения ящиков из-под мыла” (на них обычно становились ораторы) состоял в следующем. Активисты становились в очередь; когда первого арестовывали, на ящик взбирался следующий и продолжал речь. Бывало, что власти сдавались, потому что сажать было уже некуда; они отрывались напоследок, избивая арестованных. А случалось и так, что ораторов с ящика сбивали пулей…
Джо Хилл активно участвовал в этой кампании: тогда-то он и вступил в ИРМ. Здесь раскрылся его талант. Он мог за самое короткое время написать популярные тексты на мотивы современных “шлягеров”. Или на мелодии без слов “Армии спасения”, которую он в своей известнейшей песне “Проповедник и раб” переиначил в “Армию голода”. Сам текст также был написан на мотив одной из песен “Армии спасения”.
“Маленький красный песенник” стал (и остается), возможно, важнейшей книжкой, изданной “уоббли”. Эти песни пелись повсюду – в товарных вагонах, в лесах, за работой; их пели даже фермеры и их сыновья. И многие из самых любимых песен были написаны Джо Хиллом.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 20 янв 2010, 01:16

в 1912 году сотоялась забастовке текстильщиков в Лоуренсе (штат Массачусетс) . Именно тогда участвовавшие в ней женщины выдвинули знаменитый лозунг “Хлеба и роз!”. В попытке подорвать солидарность среди трудящихся капиталисты послали в город влиятельного председателя реформистского профобъединения “Объединенных текстильных рабочих” Джона Голдена. И ему почти удалось выполнить эту задачу. Но тут вмешался Джо Хилл. Как говорили участники стачки, его действия принесли полный поворот в борьбе, и усилия рабочих увенчались успехом. Что же сделал Джо Хилл? Он всего лишь написал небольшую песню о предателе рабочих Джоне Голдене и его приспешниках, которые делают одно дело с капиталистами, чтобы предать рабочих. Это были несколько строк к одной современной легкой мелодии. Песня немедленно была широко подхвачена и переведена на 20 языков. Уже через неделю ее пели рабочие в Лоуренсе, которые приехали из всех уголков Земли. Это подействовало!


В одном из писем к издателю газеты ИРМ “Солидарити” Джо Хилл высказал весьма современный взгляд на то, как важны для революционной организации удовольствие и развлечение:

“Листовка, как бы хороша она ни была, читается только один раз. Песня же выучивается наизусть и повторяется многократно. И я твердо убежден в том, что если кому-то удастся выразить несколько холодных, всем известных фактов в песне и одеть их в юмористические одежды, чтобы они утратили свою сухость, то он сумеет достучаться до гораздо большего числа рабочих, слишком ограниченных и равнодушных для того, чтобы прочесть листовку или статью об экономике."

Вечером 10 января 1914 года в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) двое неизвестных в масках ворвались в магазин торговца продовольственными товарами Джона Моррисона и убили его вместе с сыном. Моррисон был когда-то полицейским, а после выхода в отставку не раз заявлял о том, что он опасается мести преступного мира. К кассе магазина так и не притронулись, а один из людей в маске крикнул: “Наконец-то мы тебя поймали!”, так что, вероятно, речь действительно шла о мести. В одного из нападавших, видимо, выстрелил сын Моррисона, во всяком случае, в магазине не было найдено пули из револьвера самого торговца.

Среди подозреваемых, которые были арестованы после убийства, был и Джо Хилл. На него заявил врач, к которому он в вечер убийства обращался из-за огнестрельной раны в легкое. Позднее он объяснил, что получил рану из-за одной замужней женщины, назвать имя которой он отказался даже под угрозой смерти.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 20 янв 2010, 01:24

Но когда власти узнали, кто оказался в их руках, они с легкостью отпустили всех остальных подозреваемых. Именно такой “преступник” им и был нужен. В январе 1914 года в Такере (штат Юта) разгорелась стачка 15 тысяч шахтеров компании “Юта Констракшн”, принадлежавшей империи Гуггенхейма. Важнейшим агитатором и организатором этой забастовки был бард и певец ИРМ – Джо Хилл. Теперь можно было с помощью суда вывести из строя наиболее эффективного и популярного пропагандиста ИРМ. Это был классический пример заговора и интриги против рабочего движения. Еще до открытия процесса пресса и полиция Солт-Лейк-Сити объявили его виновным.
Факты были за Джона Хилла. Его рана была сквозной, пуля, которая, возможно, настигла одного из убийц Моррисона, прошла по касательной. Исследование одежды Джо Хилла показало, что в него стреляли, когда его руки были подняты над головой. Единственный свидетель – 14-летний младший сын Моррисона – вообще не смог опознать Джо Хилла как одного из убийц отца.
Все это не помешало суду, презрев все показания и противоречия в обвинении, после 10 дней заседания 20 июля 1914 года приговорить Джо Хилла к смерти. Приговор должен был быть приведен в исполнение 1 октября 1915 года. ИРМ развернули беспримерную до тех пор кампанию по всей стране.

Джо Хилл требовал пересмотра приговора и нового слушания, но это требование было отвергнуто юстицией. Одновременно ему дали понять, что если он попросит о помиловании, то смертный приговор может быть отменен. Джо ответил: “Я хочу не милости, а справедливости. А если мне ее не дадут, то я скорее погибну, чем попрошу о милости”.

Элизабет Гарли Флинн, которая сама стала легендой американского рабочего движения и которой заключенный Джо Хилл посвятил песню “Девушка-бунтарка”, вспоминала о своей первой (и последней) встрече с Джо:

“Он был крупным, стройным, с очень светлыми волосами и глубоко-голубыми глазами. Ему был 31 год. Возраст, в котором Иисуса распяли на кресте, говорил он… Однажды Джо высказал сомнение, имеет ли смысл подавать апелляцию – слишком дорого. Но мы убедили его в необходимости этого…

Джо Хилл не разделял этого оптимизма, но не возражал против наших усилий. Он сказал мне: я не боюсь смерти, но с удовольствием пожил бы и поборолся еще. Он видел, что я ухожу в подавленном состоянии. Тяжелое предчувствие сдавило мне сердце, когда я прощалась с ним”.

Движение протеста против приговора нарастало. К нему вынуждена была примкнуть даже АФТ. Вмешалось шведское посольство. Элизабет Гарли Флинн пробилась в приемную президента. Президент США Вудро Вильсон направил, правда, пару весьма робких телеграмм губернатору Юты, в которых “просил” провести повторные слушания. Но все это дало лишь небольшую отсрочку. 19 ноября 1915 года американская юстиция убила Джо Хилла.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 20 янв 2010, 01:28

Незадолго до казни он отправил телеграмму активисту ИРМ “Большому Биллу” Хейвуду: “Я умру как настоящий бунтарь. Не тратьте времени на скорбь. Организуйтесь!”. И очень просил не хоронить его в Юте: “Не оставляйте меня здесь, в Юте; я не хочу, чтобы меня похоронили здесь”.
Траурная церемония по Джо Хиллу 19 ноября 1915 года переросла в массовую стихийную демонстрацию. 30 тысяч скорбящих блокировали улицы Чикаго, пели революционные песни. На следующий день встревоженный журналист “Нью-Йорк Таймс” вопрошал, “не станет ли мертвый Хиллстром еще опаснее для социальной стабильности, чем был живой?”. Такое заявление имело свои основания. Джо Хилл превратился в символ ИРМ, а его песни, и до того невероятно популярные, все больше становились средством для того, чтобы “разжигать огонь недовольства” (именно так была сформулирована цель “Маленького красного песенника” еще в 1909 году).
В своем завещании, написанном в день казни (это, конечно же, было стихотворение!), Джо Хилл выразил пожелание, чтобы его тело сожгли, а прах развеяли по ветру, чтобы, возможно, подарить новую жизнь какому-нибудь увядшему цветку.


Моя последняя воля

Мою волю легко определить
Ведь делить мне нечего.
Моей семье не нужно суетиться и стонать –
“Мох не удержит катящийся камень”.

Мое тело? О, если бы я мог выбирать,
Я бы хотел сжечь его останки
И дать веселому легкому ветерку унести
Мой прах туда, где растут цветы.

Быть может, какой-нибудь увядший цветок тогда
Оживет и снова расцветет.
Такова моя последняя и окончательная воля.
Счастья всем вам.

Джо Хилл

Изображение
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 20 янв 2010, 01:49

http://www.agitclub.ru/singout/joehill/joe.htm

список песен, написанных Джо Хиллом:

CASEY JONES - THE UNION SCAB (1912)
COFFEE AN' (1912)
DON'T TAKE MY PAPA AWAY FROM ME (1915)
DOWN IN THE OLD DARK MILLS (1913)
EVERYBODY'S JOINING IT (1912)
THE GIRL QUESTION (1913)
IT'S A LONG WAY DOWN TO THE SOUPLINE (1915)
JOE HILL'S LAST WILL (Nov. 18, 1915)
JOHN GOLDEN AND THE LAWRENCE STRIKE (1912)
MR. BLOCK (1913)
NEARER MY JOB TO THEE (1913)
THE OLD TOILER'S MESSAGE (1913)
THE PREACHER AND THE SLAVE (1911)
THE REBEL'S TOAST (POEM) (1914)
THE REBEL GIRL (1914-1915)
SCISSOR BILL (1913)
SHOULD I EVER BE A SOLDIER (1913)
STUNG RIGHT (1913)
TA-RA-RA BOOM DE-AY (c. 1914)
THERE IS POWER IN A UNION (1913)
THE TRAMP (1913)
WE WILL SING ONE SONG (1913)
WHAT WE WANT (1913)
WHERE THE FRASER RIVER FLOWS (1912)
THE WHITE SLAVE (1912)
WORKERS OF THE WORLD, AWAKEN (c. 1914)

Utah Phillips - There is Power In The Union
http://www.youtube.com/watch?v=O93YpTYCWRk

The Rebel Girl - поёт Hazel Dickens.
А в начале ролика звучит голос Элизабет Гарли Флинн , которой и была посвящена эта песня
http://www.youtube.com/watch?v=SHNwKN5D-Co
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 22 янв 2010, 00:14

Кейси Джонс - скэб (штрейхбрекер)
CASEY JONES
The workers on the S. P.line to strike sent out a call;
But Casey Jones, the engineer, he wouldn't strike at all.
His boiler it was leaking, and its drivers on the bum,
And the engine and the bearings, they were all out of plumb.
---Casey Jones kept his junk pile running.
---Casey Jones was working double time;
---Casey Jones got a wooden medal
---For being good and faithfull on the S. P. line .
The workers said to Casey. "Won't you help us win this strike?"
But Casey said, "Let me alone, you'd better take a hike. "
Then Casey's wheezy engine ran right off the wheezy track,
And Casey hit the river with an awrul smack.
---Casey Jones hit the river bottom;
---Casey Jones broke his bloomin' spine;
---Casey Jones turned into an Angel
---He got a trip to heaven on the S. P.line.
When Casey got to heaven up to the Pearly Gate,
He said. "I'm Casey Jones, the guy that pulled the S. P. freight."
"You're just the man, " said Peter, "Our musicians are' on strike;
You can get a job a-scabbing any time you like. "
---Casey Jones got a job in heaven;
---Casey Jones was doing mighty fine;
---Casey Jones went scabbing on the angels
---Just like he did to workers on the S. P. line.
The angels got together, and they said it wasn't fair.
For Casey Jones to go around a-scabbing everywhere.
The Angels' Union Number 23, they sure were there,
And they promptly fired Casey down the Golden Stair .
---Casey Jones went to Hell a-flying.
---"Casey Jones," the Devil said. "Oh fine!
---Casey Jones get busy shoveling sulphur
---That's what you get for scabbing on the S. P. line."

Кроме песни Джо Хилла существуют и другие фольклорные версии песни про железнодорожника Кейси Джонса.
Добавим также, что фольклорные истории о Кэйси Джонсе (как и песня. исполняемая Grateful Dead рисуют его как исключительно добропорядочного, трудолюбивого и ответственного человека. Единственный недостаток - любил гнать на большой скорости. А тут как на грех случился дождь и Кэйси погнал!... А на путях оказался товарный и Кэйси в него на полном ходу и ...
Ни о каких забастовках в историях о Кэйси Джонсе слова и нет
.
Скорее эти версии были прежде чем Джо Хилл сочинил свою версию на их основе .
Вот песня "Кейси Джонс" в исполнении группы "Грейтфул Дэд"
http://www.youtube.com/watch?v=Z0HM0RtRv-E
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Из истории "бардовской" песни

Сообщение Бутерброд » 22 янв 2010, 00:37

А вот традиционный фольклорный вариант песни "Кейси Джонс"
поёт Johnny Cash
http://www.youtube.com/watch?v=Z0HM0RtRv-E
Это вообще реальная личность была, железнодорожник Кейси Джонс, вошедшая в американский фольклор.
Он в 1900 году разбился.

А вот Пит Сигер с ансамблем Альманак Сингерз поёт боевую забастовочную песню сочинённую Джо Хиллом
Кейси Джонс - скэб
:!:
http://www.youtube.com/watch?v=dpqkbLT8QT8

Эта песня исполнялась в СССР Л.Утёсовым с таким русским текстом.

Однажды забастовку объявили мы опять,
Но только Кэйси-машинист решил не бастовать.
К чему бороться, думал он,
Не лучше ль есть свой хлеб?!
Он был штрейкбрейхер, Кэйси Джонс,
Короче – скэб.

Кэйси Джонс
С машины не слезает
Кэйси Джонс
Привычный держит путь
Кэйси Джонс покорный раб хозяев
И они ему медаль повесили на грудь

Но кто-то рельсы развинтил
В глухую ночь одну
И Кэйси в речку с головой
Бултых ко дну.

Кэйси Джонс
Отправился на небо
Кэйси Джонс
Стучаться начал в рай.
А, Кэйси, - сказал апостол скэбу, -
Проходи скорей, мы ждем тебя
Входи, давай

У нас в раю, поверишь ли,
Совсем не благодать
Ведь ангелы-хранители
Решили бастовать!
Дела свои забросили ко всем чертям,
Но ты же ведь штрейкбрейхер,
Ты поможешь нам

Но ангелы хранители проведали про то
И райского штрейкбрейхера поймали за крыло
Венок ему попортили
И арфу пополам
И вниз его швырнули
Ко всем чертям

Кэйси Джонс
Навек расстался с небом
Кэйси Джонс
Работает в аду
Кэйси Джонс
Жалеет, что был скэбом
Что и просит всех штрейкбрейхеров
иметь в виду.

в оригинальном тексте никто не развинчивал рельсы, а просто Кэйси проявлял для своих хозяев чудеса трудового героизма, гнал во все пары на неисправном паровозе и свалился-таки в реку.

В 1918 году песня Джо Хилла была переведена на немецкий и пелась в Германии. Возможно русский текст это перевод уже с немецкого, поэтому песня в исполнении Уёсова называлась "Кейзи Джонс", а не "Кейси"
Вот эта песня в исполнении Утёсова
http://mlmusic.38th.ru/snd_/ut09cd/ut09cd23.mp3
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Пред.След.

Вернуться в Искусство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9