Часто песню Виолеты Парра «Письмо» называют первым опытом создания «Новой песни». В то же время острый социальный характер был присущ её творчеству всегда. Тогда почему же именно эта песня? Видимо, в первую очередь за счет ее глубоко личностного характера и одновременно высокой степени обобщения, то есть того, что впоследствии выделило «Новую песню» как своеобразный жанр. Поётся о личных переживаниях, но поднимаются общие проблемы.
То есть схема общения с аудиторией найденная авторами "новой песни" примерно такая — исполнитель: «Я верю!», аудитория: «Мы верим тебе, поэтому верим в то, во что веришь ты», все вместе: «Мы верим в общее дело!»
Но слушатель верил этим песням не только из-за удачных поэтических и музыкальных ходов, личности создателей этих песен были таковы, что им верили, они не просто пели, а сами искренне верили и боролись за то о чём пели. Именно поэтому не всегда получалось другим авторам-исполнителям повторить успех чилийской "новой песни" используя аналогичные музыкальные и поэтические ходы.
Политическая песня заговорила новым языком: от сердца к сердцу. И песня «Письмо» стала как бы первой ласточкой нового направления. Виолета Парра написала эту песню в 1962 г. (по другим сведениям в 1964) в Париже, где ее застигло известие об аресте брата, принявшего участие в забастовке протеста против беззакония хозяев. Правительство жестоко расправилось с «бунтовщиками».
Violeta Parra - La Carta
http://www.youtube.com/watch?v=NUAfWKLX438Мне известье пришло из Чили:
Арестовали брата.
В наручниках потащили —
Скажите, в чем виноват он?
Что сделал мой брат Роберто?
Участвовал в стачке! О боже!
Если сажают за это,
В тюрьму я отправлюсь тоже!
Как вестей я ждала из дома!
Вот оно и пришло — известье!
Что в Чили царят законы
Беззакония и бесчестья!
За гитару пора мне браться,
И — берегитесь, министры!—
У меня еще девять братьев,
И все, как один — коммунисты
Mercedes Sosa & Quilapay?n - La carta c альбома "Homenaje a Violeta Parra. Mercedes Sosa" (1971).
http://www.youtube.com/watch?v=eky8IBLT ... re=relatedЗалогом успеха «Новой песни», бесспорно, становилось ее высокое музыкальное качество. И прежде всего широта спектра форм музыкальной выразительности, которые вошли в арсенал «Новой песни».
Попытки узко трактовать музыкальную форму «Новой песни» не дают реальной картины этого жанра. Народная основа? Да, но только как одна из составных частей. Приемы эстрадного музицирования? Да, и они, если нужно. Только ли чилийская музыка? Нет, далеко не только чилийская. И не забудем: даже не только песни как таковые! Здесь и кантаты, и масштабные симфонические произведения, и камерная инструментальная музыка — и все это вошло в понятие «Новая песня» Чили. Насколько те или иные музыкальные формы позволяют выразить суть, настолько они используются композиторами «Новой песни».