Форум СМИ-Политика, литература, телевидение • Просмотр темы - Лос Парра

Лос Парра

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 04:26

Партийные поручения и домашний быт не поглощали Виолету полностью. Будучи хорошей хозяйкой, искусной поварихой, занимаясь детьми, которых она сама учила школьным премудростям, Виолета, с ее невероятной созидательной энергетикой, находила время для творчества. У нее появилась «заветная тетрадь», в которую она записывала свои стихотворные опыты. Стихи приходили как по наитию. Их искренность опаляла, а мелодика слов зачаровывала.

Продолжались и выступления с концертами. Репертуар «дуэта» и «квартета Парра» значительно расширился. Вместе с испанскими беженцами, прибывшими в Чили на борту судна «Виннипег», снаряженного Пабло Нерудой, нагрянула мода на испанские песни и танцы. Это общее увлечение не миновало и Виолету: ее стали называть королевой пасодобля, фаррукас и севильянас. Опаленные гражданской войной испанцы не могли сдержать слез, слушая песни своей родины в исполнении чилийской певицы.

Немногие уцелевшие фотографии тех лет сохранили облик красивой молодой женщины, одетой по последней моде, как и подобает артистке, имеющей успех. «Модную одежду» сестры Парра, конечно, выписывали не из Парижа или Нью-Йорка, а покупали в магазинчике «секонд-хэнд», сын хозяйки которого - Луис Арсе - стал страстным поклонником артистического таланта Виолеты. К этому времени ее муж-железнодорожник был переведен в один из провинциальных городков. Виолета осталась в Сантьяго. Компаньеро Луис Сереседа, несмотря на свою партийность, не мог отказаться от пережитков «домостроя» в своих взглядах на семейную жизнь. Жена-артистка в них никак не вписывалась.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 04:37

Луис Арсе, который был намного моложе Виолеты, стал через некоторое время ее вторым мужем, отцом двух младших дочек.

В 1952 году, по идее Арсе, набрали труппу «варьете» - кроме дуэта «Сестры Парра» и их детей, были наняты другие артисты - комик, певцы, танцоры и даже фокусник. Подготовили программу, чтобы ездить с концертами по чилийской глубинке, обделенной зрелищами и развлечениями. Энергичная Виолета была, как уже повелось, режиссером, администратором, ведущей программы. Она сочиняла сценарии, распределяла номера, рисовала декорации. Первая же поездка на север Чили оказалась провальной. Разношерстная труппа не вынесла гастрольных неудобств, безденежья, внутренних конфликтов. В конце концов, все перессорились, и труппа приказала долго жить. Не лучшим образом обстояли дела в «Квартете Парра». Сначала «откололась» Ильда: ее переманили в известный ансамбль «Лас Торкасас». Потом круто изменилась и жизнь самой Виолеты.


После учебы в Англии вернулся брат Никанор, и Виолета решилась показать ему свои стихи, свои «тайные записи» последних лет. По собственному признанию Никанора, он был потрясен. Он понял, что отныне его отношение к Виолете вышло за чисто родственные рамки. Он всегда был против того, чтобы сестра растрачивала себя в дешевых концертах. Теперь же он твердо сказал ей, что пора искать свой собственный путь в искусстве. По его мнению, «ключом» к творческому самораскрытию Виолеты могла стать народная песня, которую она любила с детских лет. Может быть, настала пора серьезно заняться ее изучением и популяризацией?

В те годы в стране существовало несколько дуэтов, которые специализировались на исполнении народных песен, самые известные из них - «Сестры Акунья», «Сестры Лойола». Их голоса иногда звучали по радио, если удавалось пробиться через «частокол» коммерческих музыкальных программ, в которых безраздельно царил чужеземный рок-н-ролл. Пользовались определенным успехом народные ансамбли, типа «Уасос Кинчерос» и «Четырех Уасос». Подобные музыкальные группы создавались в коммерческих целях. Для большей экзотичности, певцы одевались в театрализованные костюмы «чилийских ковбоев», щеголяли черными широкополыми шляпами, звенели серебряными шпорами неимоверных размеров. На зрителя это действовало безотказно. Но содержание песен, тонад и куэк, входивших в репертуар таких гастрольных групп, было далеко от реалий чилийской глубинки. Доминировали опереточные страсти влюбленных, запредельный сентиментализм, да пикантные ситуации с неверными мужьями и женами.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 04:43

Виолета Парра внутренне не принимала таких «неофольклорных» поделок, считала их эрзац-песнями, «дешевыми открытками с видом на гольф-клуб». В прошлом Виолета не раз предлагала Ильде петь то, что, по ее мнению, и было подлинно народной песней. Сестра противилась, опасаясь, что «публике это не понравится». Но теперь, после беседы с Никанором, Виолета приняла решение. В 1953 году без всякой согласованной научной программы и специальной подготовки она отправилась в свою первую фольклорную экспедицию. Она хорошо знала, чем будет заниматься: это поиск неизвестных народных песен, изучение обрядов и традиций обитателей отдаленных чилийских селений. В академических кругах на нее смотрели как на «чудачку» и «самозванку», но она совершила невероятное, преодолев тысячи километров - от пустыни Атакама до острова Чилоэ, собрала и сохранила для потомства тексты сотен народных песен!

Не надо думать, что до нее чилийский фольклор был обделен вниманием. Его начали изучать еще в 1909 году, когда Родольфо Ленц организовал Фольклорное общество, которое собирало стихи народных поэтов-песенников, поскольку интересовалось, прежде всего, текстами, а не музыкой. В 40-е годы Институт изучения фольклора при университете Чили привлек известные фольклорные группы и записал несколько пластинок с их репертуаром. В то же время академики-исследователи считали, что чилийский фольклор «беден» и никогда не достигнет широкого распространения, подобного мексиканской народной песне, которая завоевала тогда популярность во многих странах Латинской Америки. Но у Виолеты было свое понимание жанра: для нее народная песня была криком отчаяния и боли, воплощением надежды «тех, кто внизу» на счастливую жизнь, верным способом передачи «посланий» в будущее, своим потомкам.

Увлеченная новым занятием, Виолета надолго исчезала из дома, ездила по провинции, шагала от села к селу, стучалась в убогие жилища крестьян, завоевывала симпатии недоверчивых стариков. Она почти всегда добивалась своего и радовалась, как ребенок, когда дребезжащие старческие голоса запевали, возрождая из почти полного забвения очередную песню. Виолета не расставалась с блокнотом, записывая слова и подробности «авторского» исполнения. Когда удалось раздобыть довольно громоздкий магнитофон польского производства, с Виолетой начал ездить сын Анхель.

Он вспоминал, что в деревушках, до которых они с большим трудом добирались, часто не было электричества, и магнитофон оказывался бесполезным. Но и при наличии электричества возникали проблемы. Если не было нужного напряжения, запись «плыла», и в итоге все усилия шли насмарку. Тем не менее, Анхель не роптал, интуитивно доверяя матери. Он понимал, что она права, когда повторяла: «Мы спасаем культурную память чилийского народа».
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 04:44

«Это обращение к истокам сблизило ее с прошлым, позволило многое понять в сути своего народа. Месяцы интенсивной работы радикально изменили ее - и внешне, и внутренне, - словно она впитала в себя все увиденное и услышанное и околдовалась им настолько, что легко отличала подлинный фольклор от подделок под него. Подлог стал невозможным, - пишет ее биограф Фернандо Саес. - Она стала абсолютной представительницей той культуры, которая до нее пребывала сокрытой».

Позднее сама Виолета написала: «Жизнь началась в 35 лет». Как будто все годы предыдущих лишений были только прелюдией настоящей судьбы. Ее воля, ее память, ее талант позволили осуществить задуманное: она собрала около 3-х тысяч песен и фактически подготовила книгу «Песенный фольклор Чили».

Однако когда она показывала собранный материал в Сантьяго, то неизменно натыкалась на стену непонимания. Магнитофонные записи, на которых фоном для песен были звуки повседневной жизни, голоса детей, крики домашних животных, не вызывали у кабинетных ученых никакого интереса. Виолета обратилась за помощью к руководству университета города Консепсьон, предлагая создать «Большую фольклорную симфонию», и в надежде, что ее поддержат, вручила своим собеседникам кассеты с уникальными записями. Но им не придали значения, и большая часть бесценного сокровища была утрачена. Не исключено, что это была политическая месть. Свои связи с коммунистами Виолета не скрывала, а университет в Консепсьоне долгие годы контролировала местная масонская ложа. Но Виолета не сдавалась: «Каждый недруг придает мне силы, - говорила она. - Из каждой насмешки надо мной я выношу страстное желание продолжать свою работу. Из каждой доставленной мне боли. Из каждого нанесенного мне удара…»
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 04:56

Как это часто бывает, поддержку она нашла у иностранцев, живущих в Чили. Аргентинец, директор звукозаписывающей фирмы, в 1955 году подписал с ней контракт на запись пластинки «Фольклор Чили», а знакомый уругваец привел ее на радио. Передача «Поет Виолета Парра», в которой она рассказывала о спасенных песнях, о людях, которых встретила на затерянных дорогах Чили, о народных обычаях и обрядах, встретила такой восторженный отклик у слушателей, что редакцию буквально завалили письмами. «В твоем голосе, Виолета, звучат тысячи чилийских голосов», - таким был их лейтмотив. В том же году она получила премию «Кауполикана» как лучшая фольклористка года. Церемония награждения прошла не где-нибудь, а на сцене рафинированного Муниципального театра!

Вслед за этим событием Виолету пригласили на Фестиваль молодежи и студентов в Варшаву. Первая зарубежная поездка, счастливый для нее 1955-ый год…

В Европе пришлось задержаться. Она жила в дешевых отелях, зарабатывала пением в кафе-ресторанах, но также - записывала чилийские песни для ЮНЕСКО, для Национальной фонотеки Франции при Сорбонне, представляла Чили на Международном фольклорном фестивале в Париже, в Лондоне оставила свой голос в архивах Би-Би-Си, участвовала в теле- и радиопрограммах.

Но как бы великолепно ни шли дела в Париже, надо было возвращаться к чилийским берегам, к семье, к родному очагу: письма и подарки не возмещали ее отсутствия. Долгие месяцы разлуки с домом были омрачены смертью младшей дочери, и, в конце концов, привели к разводу с Луисом Арсе.

После «крещения Европой» Виолету стали наперебой приглашать фирмы грамзаписи. Одна за другой выходили ее пластинки «Ла Тонада», «Ла Куэка», «Композиции»…


Вот одна из пластинок Виолеты конца 50-х
Violeta Parra — 1957 — El folklore de Chile — Canto y Guitarra
http://video.yandex.ru/users/radiovicto ... ara&cid=9#


Виолета Парра продолжила сбор и изучение народных песен, но теперь не на свой страх и риск, а по многоцелевому исследовательскому проекту университета Консепсьона, в котором сменилось руководство. Этот проект вдохновил ее, она с азартом окунулась в работу. Результаты ряда экспедиций превзошли самые радужные мечты: записи новых песен, ценные находки - старинные музыкальные инструменты, чудом уцелевшие предметы быта, одежды. Виолета была по-настоящему счастлива, когда университет выделил ей помещение для создания Музея фольклора, который был открыт в январе 1958 года.

Но официальная власть к ней по-прежнему была равнодушна. Более того, когда в 1958 году в США отмечались дни Чили и хозяева-устроители захотели пригласить к себе Виолету, чилийское правительство воспрепятствовало ее поездке. Опять вмешалась политика? Шли годы «холодной войны»: не захотели пускать «красную певицу» в Соединенные Штаты?


Сотни открытых, прослушанных и изученных народных песен дали мощный импульс собственному творчеству Виолеты Парра. Не только пополнялась «заветная тетрадь» со стихами - это были ее «Десимы» («Decimas»), опубликованные Никанором через четыре года после смерти Виолеты,
http://www.cancioneros.com/nd.php?NM=2722&CN=4

- но рождались собственные песни, которые она записывала на пластинки, исполняла по радио и на концертах. В творческое наследие Виолеты входит 231 песня!
Последний раз редактировалось Бутерброд 31 мар 2012, 12:33, всего редактировалось 1 раз.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 05:05

Однажды Виолета получила чек из США: известный оркестр Бакстера включил в репертуар ее песню «Черная свадьба» («Casamiento de Negros»)
http://www.youtube.com/watch?v=yulDy5u61TY
и заплатил в полном соответствии с законом об авторских правах, о существовании которого она прежде и не слышала. На эти деньги Виолета купила небольшой участок земли на окраине Сантьяго, в Ла-Рейне, и построила простенький домик со стенами в доску толщиной. В этом районе селились тогда люди интеллектуального труда со средними доходами. Там же находился дом Никанора.

Обитал в Ла-Рейне и Пабло Нерудо с женой Делией дель Карриль, у которых Виолета как-то выступила с сольным концертом. В тот вечер хозяин простудился и отлеживался в спальне. Среди многочисленных гостей были поэты, актеры, художники, руководители компартии, университетские преподаватели. Многие из них годами позже восторженно делились своими воспоминаниями о концерте. Но в тот день маленькая, скромно одетая, похожая на крестьянку женщина произвела странное впечатление. Ее тонкий, порой пронзительный голос звучал непривычно. Она не заигрывала с залом, не делала эффектных жестов, не форсировала звук. Она просто пела, увлекая словами и мелодией. И некоторым гостям Неруды ее исполнение показалось слишком мрачным и монотонным.

Песни Виолеты Парра сейчас включены в репертуар многих известных певцов и музыкантов не только Чили, но и других стран, и часто имеют гораздо больший успех, чем при ее жизни в ее собственном исполнении. Считается, что именно Виолета Парра проложила дорогу «политической песне» - «песням протеста», ставшим особенно популярными в 60-е годы: движение «Новая чилийская песня» объединяло таких певцов и музыкантов, как Роландо Аларкон, Патрисио Маннс, Тито Фернандес, Сильвия Урбина, Глория Бенавидес, Виктор Хара, группы «Инти Ильимани», «Килапаюн», «Апаркоа» и т.д.

Часто песни Виолеты подобны разговору со слушателями, они рассчитаны на живую реакцию зала, на прямое участие-сотворчество аудитории. Ее песни преисполнены внутреннего бунта, побуждают к действию. Одна из них - «Нужен партизан» - навеяна образом национального героя Мануэля Родригеса. Виолета словно говорит: «Именно такого героя не хватает Чили, чтобы положить конец социальному неравенству».


Violeta Parra - Hace falta un guerrillero

http://www.youtube.com/watch?v=jfEFxsjD-lU&feature=fvst
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Юрий St » 31 мар 2012, 10:56

Спасибо, очень интересный поэт и мыслитель!
Юрий St
 
Сообщения: 507
Зарегистрирован: 09 сен 2009, 03:01

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 11:19

Стоит ли удивляться, что исполнение некоторых ее песен запрещалось? В Аргентине, например, Виолете не разрешили петь «Беднякам некуда обратить свои взоры».
"Porque los pobres no tienen"
http://www.cancioneros.com/nc/1230/0/po ... leta-parra
В исполнении Виолеты эта песня вроде и не издавалась

А вот эту песню поёт ее дочь Изабель
http://www.youtube.com/watch?v=sY7qcuvs-6k
В 1969 году эту песню записал ансамбль "Килапаюн" на альбоме "Basta"
http://youtu.be/RaNP4_qRddo


Довольно часто ей «не рекомендовали» исполнять такие песни как «Мне нравятся студенты», «Вставай, индеец!», «Что скажет святой отец» и «К центру несправедливости».

"Me gustan los estudiantes" в исполнении Виолеты также вроде не издавалась
http://www.cancioneros.com/nc/1045/0/me ... leta-parra
Эту песню пели Анхель Парра, Мерседес Соса и уругваец Даниель Вильетти.
В связи с массовыми выступлениями прошлым летом студентов в Чили часто вспоминали эту песню.
Mercedes Sosa (1971). 05- Me gustan los estudiantes
http://www.youtube.com/watch?v=F2r7MSKZdMw
Me gustan los Estudiantes, Daniel Viglietti
http://youtu.be/Lm5CgKX2BNI


"Что скажет святой отец" -
http://www.cancioneros.com/nc/1253/0/qu ... leta-parra
Que dira el santo padre de Violeta Parra
http://youtu.be/c71RdelvmAU

"К центру несправедливости "
http://www.cancioneros.com/nc/41/0/al-c ... abel-parra
В исполнении Изабель эта песня - Isabel Parra - Al Centro de la Injusticia
http://www.youtube.com/watch?v=jJ_u6IP8aZE
Последний раз редактировалось Бутерброд 31 мар 2012, 12:26, всего редактировалось 1 раз.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 12:04

Юрий St писал(а):Спасибо, очень интересный поэт и мыслитель!


В перводе на русский его еще издавали в переводе Евтушенко.
И в переводе М.Алигер в 1972 году выходила книга на русском.
В интернете нет вроде.

А вот некоторые переводы Натальи Переляевой
http://mir-es.com/nuevo_spo.php?g=parra
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Re: Лос Парра

Сообщение Бутерброд » 31 мар 2012, 12:39

...
В сентябре 1958 года Виолета в первый раз взялась организовать собственную «фонду»: большие крытые брезентом павильоны традиционно устанавливаются с разрешения властей в городских парках, чтобы жители могли достойно отметить национальные праздники. В таких импровизированных «клубах» простой народ дни и ночи напролет поет и танцует, пьет вино и хмельную чичу с окрестных виноградников, наслаждается обожаемыми пирожками-«эмпанадами», в изобилии поглощает аппетитные куски «асадо» - жареного на решетке мяса. Конечно, на затею с «фондой» Виолету толкнула нужда.
Надо ли говорить, что основные заботы она взвалила на себя: от налаживания бесперебойной работы кухни до организации концерта. И сделала все по высшему классу: в ее павильоне звучали самые лучшие голоса Чили - Сильвия Урбина, Габриэла Писарро, Роландо Аларкон, Виктор Хара и, конечно, она сама и ее дети. Но концерт концертом, а заработок в первую очередь, ведь из-за него все и организовывалось. Рассказывают, что когда Виолета замечала, что публика мало ест, она брала поднос с эмпанадами, шла от стола к столу, говорила: «Попробуйте, я сама это пекла!» и потом… спокойно включала благодарно поглощенные пирожки в общий счет - к удивлению клиентов, думавших, что это был подарок. «Возражения не принимаются, - непререкаемо вскидывала голову Виолета, - у нас даром никто не работает»…
В 1959 году она тяжело заболела: жестокий гепатит на несколько месяцев приковал ее к кровати. Для любого смертного эти бесконечные дни и ночи были бы выброшенными из жизни. Но не для Виолеты. Для нее постельный режим трансформировался в творческий отпуск, позволивший ей раскрыть неизвестные прежде грани дарования. Едва она почувствовала себя лучше, ее глаза приметили кусок холста, предназначенный для занавески. Тут же нашелся моток шерсти. Попробовала вышивать.
Благодаря документальному фильму, который был снят в Швейцарии спустя несколько лет после «больничного отпуска» Виолеты, сохранился ее рассказ о том, как она научилась делать свои ковры. «Я начала вышивать, когда была больна, не ставя перед собой никакой особой цели. У меня ничего не получалось. Да я и не знала, чего именно хотела добиться. Однажды я захотела вышить цветок. Но не сумела. Когда сделала последний стежок, то увидела, что вместо цветка получилась бутылка. Решила добавить к ней пробку, но она получилась похожей на голову. Тогда я вышила глаза, нос и рот… И вместо бутылки на свет появилась женщина, подобная тем, которые каждый день ходят в церковь, чтобы помолиться, этакая святоша. А все потому, что я не умела вышивать и использовала самый простой стежок».
Первый опыт воодушевил Виолету. Она попросила снабдить ее мотками разноцветной шерсти и тканью и начала стежок за стежком компоновать свои уникальные ковры-холсты. Она обходилась без предварительной прорисовки будущей композиции и могла начать работу с любого угла натянутой ткани. Вся дальнейшая работа была гениальной импровизацией. Возникавшие композиционные и технические проблемы Виолета решала чисто интуитивно, и когда считала, что настало время поставить «точку», вернее, сделать последний стежок, оказывалось, что гармоничное единство формы и содержания достигнуто. Виолета вышивала портреты детей и друзей, бытовые сцены из повседневной жизни и истории страны, воплощала (очень по-своему) религиозные сюжеты. «Корабль-призрак Калеуче», «Морское сражение при Икике», «Христос в бикини», «Гитарист», - вот характерные названия некоторых ее ковров-шедевров.
По борщам и филей.
Аватара пользователя
Бутерброд
 
Сообщения: 2278
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:20

Пред.След.

Вернуться в Искусство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7