Из Чили, между тем, приходили обнадеживающие вести: в лучшую сторону менялась политическая ситуация, заметно рос интерес к авторской песне, появлялись новые яркие певцы и интересные ансамбли. Виолета заторопилась домой. Приехала, полная амбициозных планов. Самой заветной ее мечтой было создание в Сантьяго Центра народного искусства, постоянной сцены для концертов. После долгих хлопот и утомительных хождений по начальникам - добилась! Ей выделили участок земли в Ла-Рейне. Это и сейчас район далекий от центра и оживленных транспортных маршрутов. А в 60-е годы добираться до этой городской окраины было еще сложнее.
Но попытка не пытка. На улице Каньяда, 7200, растянули большой красный шатер наподобие циркового, расставили скамейки, обустроили сцену, отделили пространство для кулис и жилья. «Карпа де Ла-Рейна» - такое название дала своему Центру Виолета. Не было ни водопровода, ни канализации, ни электричества. И все-таки, когда в вечерний час внутри шатра зажигали свечи, «Карпа де Ла-Рейна» фантастически преображалась. 17 декабря 1965 года Центр был открыт при большом стечении народа. Но такого количества зрителей в «Карпа де Ла-Рейна» больше никогда не было. Виолета много пела сама, приглашала молодых певцов и молодежные ансамбли, старалась изо всех сил разнообразить программу вечеров, но уже ближайшие праздники - Рождество и Новый год - подтвердили, что перспективы на превращение «фантастического» шатра в эпицентр культурной жизни столицы не было никакой.
В это же время в центре Сантьяго на улице Кармен, 340, в двух шагах от Санта-Лусии, дети Виолеты, Исабель и Анхель, которые давно пели дуэтом и выступали самостоятельно, открыли свою «пенью». Так в Чили называются клубы-кафе с маленькой сценой и столиками, где можно послушать и исполнить песни, выпить стакан вина, съесть парочку-другую эмпанад. Именно там во всю мощь зазвучала «новая чилийская песня». «Трибуна мятежных певцов», - так нередко называли эту «пенью». К дому на улице Кармен выстраивались длинные очереди, вызывая тихую ревность у Виолеты.
Самое горькое, однако, было в другом: Жильбер объявил, что уезжает в Боливию. Навсегда. Виолета пережила сильнейший нервный срыв и в середине января 1966 года пыталась покончить с жизнью, перерезав себе вены. К счастью, друзья успели вовремя доставить ее в больницу. Оправившись, она поехала в Боливию, все еще надеясь на примирение с Жильбером. Но безуспешно. К тому же, рядом с ним была молодая спутница. Впервые Виолета ощутила, насколько она старше Жильбера! Их разделяло 18 лет…
В этом тяжелом для Виолеты году она сочинила самые лучшие свои песни - «Рун-Рун уехал на север», «Вернуться в 17 лет» - поэтическая жемчужина! и «Спасибо жизни». По мнению упомянутого выше биографа, эта песня - «Gracias a la vida» - не столько гимн жизни, как принято считать, сколько поэтическое подведение итогов, «трагический пересчет утрат». Возможно, это просто прощальная песня. Так или иначе, внутренняя боль действительно пронизывает и текст, и мелодию этой песни. Наверное, именно поэтому некоторые певцы исполняют ее с чрезмерным надрывом, на страдальческой ноте, хотя сама Виолета пела сдержанно, почти вполголоса. Потрясающие слова и гениальная простота мелодии! Лучшая чилийская, а может быть, и латиноамериканская песня ХХ века.
В декабре 1966 года Виолета записала названные выше произведения на пластинку, которую назвала «Последние песни Виолеты Парра». Фактически они стали ее завещанием…
http://video.yandex.ru/users/radiovictorjara/view/41/