рыбак писал(а):
Многовековые рассуждения о социальной и культурной эволюции подошли к идеологическому оформлению после опубликования дарвиновской теории эволюции.
Тогда же возникло течение социал-дарвинизма, хорошо прижившееся в Новом Свете и даже оформившемся в "теорию", вобравшую в себя мальтусианскую и спенсеровскую лабуду.
Нет, последовательность была другая - Дарвин, когда писал "Происхождение видов", находился под сильным влиянием идей Мальтуса. Он вообще был горячим мальтузианцем, типичным английским буржуем. В его дневнике отмечен ,как самый счастливый в его жизни, день, когда он смог откладывать больше половины своих доходов от веджвудского фарфорового завода. До этого дня он мог откладывать только 45%.
Ну и в своем "Происхождении видов" Дарвин невольно экстраполировал мальтузианскую теорию на мир животных. Это было замечено еще современниками, особенно русскими биологами - что животные в книгах Дарвина действуют как английские буржуа. Ну а потом уже Спенсер вторично перенес дарвиновско-мальтузианские идеи из трудов Дарвина на человеческое общество. И получился социал-дарвинизм, по факту - двойной подлог. Вначале неправомерное перенесение законов человеческого общества на животный мир, а затем - столь же искусственный перенос законов природы на человеческое общество. Причем в обоих случаях законы были лишь предположены, но еще не были окончательно подтверждены. Двойное перекрестное самоопыление гипотез.