Нынешним летом я получил много писем в связи юбилеем. Ответ на одно из них касается организации ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
... Воспоминания эти помогают выстраивать цепочку ответов на вопросы, естественно возникающие в моём возрасте, - Что узнал и понял я за прожитые годы
в опыте общения с людьми, с которыми судьба свела, о себе, о принципах подбора друзей и партнёров в делах. А раз уж судьба подарила мне ещё сколько-то лет жизни на Земле, то и - Кто я сегодня? Где, как и с кем возможна реализация приобретённых знаний и опыта? Кому я в ЭТОМ мире нужен
Когда учились вы, в микрорайоне функционировала созданная на месте маленького салотопенного завода поколением ваших родителей база тралового флота – (не контора, она вся размещалась в одном двухэтажном деревянном здании) – судоремонтный завод, рыбокомбинат со своими причалами, радиомастерская, машинно-счётная станция, а на месте 2-го лесопильного завода вырос экспериментально - производственный завод ЦНИИМОД. Одновременно создавалась и развивалась инфраструктура - сеть магазинов и столовых рыбкоопа, детские сады, два клуба…
Но, САМОЕ ГЛАВНОЕ! – люди были внимательны друг к другу, умели СООБЩА решать сложные производственные и бытовые вопросы, организации отдыха и здравоохранения, занятости детей полезными и интересными делами.
А 27-я школа родилась в 1923 году по инициативе профсоюза работников лесозавода и первый учебный год содержалась за его счёт (только зарплату учителям платили из государственного бюджета).
А что сегодня? Сегодня микрорайон населяют поколение семей, созданных уже детьми вашего поколения.
Чему и как научила школа, если ваше поколение и поколение, воспитанное в школе и в семьях, образованными её выпускниками, допустили развал всего того, что было создано ещё не так далёкими их предками?
Сколько же лет той школе, которую окончили Вы и сколько лет той школе, которая существует сегодня под № 30? Это ведь не та школа, которая была заложена поколением ваших родителей в 1923 году!
Встаёт главный вопрос: Что, как и кем изменяется в нормах и традициях нынешней «тридцатки», чтобы она была бы не МОУ, а ШКОЛОЙ?
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ обучение школьников вводилось для того, чтобы уже в школьные годы люди осваивали нормы и традиции, на основе которых существуют и развиваются производственные отношения, построенные на принципах кооперации, а не на принципах «хозяин – работник». И здесь рабочее место, на котором окажется школьник (слесарь, токарь или чертёжник-деталировщик), не главное. Это временный рабочий пост, служащий для вовлечения школьника в процесс обучения правильному поведению в производственном коллективе.
Но не одним производством жив человек. Каждый человек одновременно является членом семьи, участником сообщества по организации разнообразных занятий в свободное от семейных и производственных дел, членом сообществ, обеспечивающих порядок в природной и социальной среде обитания. Однако и в этих сообществах необходимо иметь соответствующую подготовку в определении своего места и роли в разделении и кооперации труда товарищей по сообществу. В любой сфере организация труда определяет успех, а там, где люди не умеют найти своего настоящего места, соответствующего своим интересам и способностям, успеха быть не может.
Та беда, в которую попало наше общество, главным образом и стала следствием неподготовленности нескольких поколений молодёжи к выбору и осуществлению места и роли в производственных отношениях.
В 60-е годы, когда вы учились в старших классах, была попытка устранить в системе образования вопиющий порок. Попытка сорвана. Сегодняшние малыши тоже станут «взрослыми». Чтобы жизнь в обществе хотя бы через пару десятилетий стала ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, надо сегодняшним папам и мамам поучаствовать в «лечении» системы образования, чтобы до старости не только дожить, но и не быть лишним и в обществе, и в семье.