Приятной неожиданностью для меня в нынешнем «дачном» сезоне стало появление в Верховажье новой газеты с названием «Родная сторона».
Это название газеты наводит на размышления о взаимовлиянии судеб людей, имеющих одну РОДНУЮ СТОРОНУ, и судьбы родной стороны, где рождаются, взрослеют и образуют новые семьи люди.
А что такое РОДНАЯ СТОРОНА, у каждого ли человека есть РОДНАЯ СТОРОНА, можно ли считать того, у кого её нет, ЧЕЛОВЕКОМ?
Может ли тот, кто считает себя ЧЕЛОВЕКОМ, быть равнодушным к судьбе РОДНОЙ СТОРОНЫ? И - что можно и нужно сделать, чтобы РОДНАЯ СТОРОНА благотворно влияла на судьбу человека?
Новая газета создана инициативной группой односельчан, назвавших своё сообщество «Дискуссионным клубом» и рождена, видимо, вызревшей потребностью людей не только смотреть, что и как вокруг происходит, но участвовать в таких практических делах, которые меняют к лучшему качество жизни в РОДНОЙ СТОРОНЕ. Спонсоров нет, нет и никаких финансирующих её организаций. Но выходит еженедельно, по пятницам, распространяется по цепочке, цена«договорная».
Очень нравится, что с первых номеров ставятся ясные и вполне конкретные задачи. Газета даёт шанс каждому проявить свои человеческие качества и профессиональные знания и умения в украшении среды обитания родных и близких ему людей, сдвинуть развитие событий в сторону прогресса (а не упадка и разрушения).
Очень хочется долгой жизни такой газете и плодотворной работы её создателей. Чем-то надо практически помочь Дискуссионному клубу». Для начала, быть может, обратить внимание на возможные камни преткновения на пути исполнения добрых намерений? И, если эта информация заинтересует, то поделиться опытом предупреждения и преодоления такого рода препятствий?
Мне уже 80 лет, доводилось много раз видеть, как хорошо начатое дело со временем разваливалось. В поисках ответа о причинах такого явления, пришёл к некоторым выводам, тремя из которых хочу здесь поделиться.
1. В связи с началом очередного учебного года в школах.
Работоспособная часть населения Верховажья – это выпускники школы. Будет ли развиваться благородный почин, зависит от продукта школы – от желания и способностей подрастающего поколения сохранять и приумножать источники радости в жизни РОДНОЙ СТОРОНЫ.
. Ребятишек вырывают из жизни на все школьные годы. А потому и результат: выпускники школ приучаются к роли сторонних наблюдателей и критиков, а сами ничего толком в жизни организовать не могут. Выпускники школы в массе своей получаются иждивенцами и потребителями, а не созидателями и продолжателями славных традиций своих предков.
«Существовала некогда пословица, что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, не живёт» (С.Я.Маршак)
При всех достоинствах верховажских газет, они не являются исключением в освещении вопроса, ЧЕМУ и КАК учить детей и подростков в общеобразовательной школе. Пишут и говорят о ремонте и оснащении зданий, о зарплатах, о наполняемости, о мероприятих… Только нигде не обсуждается проблема подготовки и организации педагогического процесса, критериев эффективности работы школы.
Верховажские школы имеют большой опыт связи обучения с трудовыми делами. Быть может, активистам, организовавшим Дискуссионный клуб и выпуски газеты «Родная сторона», скооперироваться с теми педагогическими коллективами, где ещё этот опыт помнят, и включить школьников (не всех, конечно, только добровольцев!) в свои дела?