http://jn.com.ua/tradition/buter_0810.html
В Хелме жил знаменитый еврейский нищий реб Авромеле. Раз в неделю он захаживал к местному купцу, и всегда получал определенную сумму, чтобы справить субботу. Однажды купец встретил Авромеле невесело. Мол, не торговал я сегодня, денег в кассе совсем мало, и не смогу тебе дать, как обычно. Ответ реб Авромеле: «А какое мое дело до твоих трудностей?!» вошел в анналы еврейской мудрости, и до сих пор вдохновляет профессиональных евреев, радетелей за Израиль.
Как принято до наших дней, евреи строго чтили законы-галаху. Законы были написаны в Торе и определены нашими мудрецами, блаженна их память. Как принято и до наших дней, евреи всегда были жертвой, всегда были несчастными и обиженными. У бедных евреев бутерброд всегда падал маслом вниз. Такая была в Хелме галаха, и так установили хелмские мудрецы, блаженна их память. Они все теперь в раю, учат Тору у Господа, а потому их законы незыблемы.
Однажды в самый праздник Суккот, что начинается сразу после Судного дня, случилось в Хелме невероятное. Одна еврейка-идене уронила бутерброд, и к своему ужасу увидела, что тот упал маслом вверх. Испугалась еврейка, крик подняла и гвалт. Даже своего безропотного мужа решила оторвать от занятий Торой, которым он днями и ночами предавался в чулане, пока жена распоряжалась в лавке.
Смотрит Хаим, действительно, глупая женщина права – бутерброд упал маслом вверх, как будто и закона на этот счет нет. Тут уж вдвоем испугались и бегом побежали к раввинам.
Собрались хелмские раввины-хухемы на совещание.
Заседали мудрецы долго, почти год, ведь под сомнение был поставлен сам закон Торы, установленный отцами их, святыми праведниками и угодниками Господними. Спорили раввины днями и ночами, целыми страницами цитировали из Талмуда и других ученых трактатов, писали письма великим раввинам в другие города и местечки. И опять спорили и цитировали из ученых талмудов, кушиес, барайты, шейлес и просто фрагэ. Еврейский язык не имеет слов для войны, зато для проблемы у нас очень много разных слов. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Лишь после Роше-Шана, Еврейского нового года, когда до Судного дня положено десять дней покаяния, решили , наконец, раввины задачу. Собрали они все еврейское общество Хелма, да еще глупых женщин и даже детей малых оторвали от занятий в хедерах. Вышли раввины во главе с рэбе Лемешке. - Слушай, Израиль, - после положенных брохес-благословений провозгласили раввины, - Наша галаха, закон Торы, Моисея и Израиля незыблем в поколениях, и во веки веков! Еврейский бутерброд всегда падает маслом вниз! - Как же так? – заволновалось общество, - А как же еврейкин бутерброд?»
. - Еврейка намазала свой бутерброд с неправильной стороны!