Лукошков Владимир Яковлевич » 29 янв 2012, 22:31
Прошел год. Обсуждение замерло. Тема не интересна? Не актуальна? Перебирая архив, наткнулся на "замороженное" письмо. В тему.
Жуткий факт 16 марта напомнил, что проблема социального воспитания весьма актуальна: «Люди с остервенением уничтожают друг друга и не могут понять, почему не прекращаются войны. А как они могут прекратиться, если человечество ни одного раза не смогло определить зачинщика войны. Не смогло потому, что, не думая самостоятельно, воспринимает внушаемое как истину». (В.Мегре, «Родовая книга»).
Ольге Третьяковой,
автору стр.12 газеты «Правда Северо-Запада» от 17.03.2004г.
Спасибо за неравнодушие к конфликту в школе. Спасибо за лаконичное, точное обозначение проявленной несовместимости позиций М.Н. и Р.М. главной заинтересованной в разрешении конфликта стороны – родителей тех школьников, которые страдают от конфликта между учителем и директором.
Ваш вопрос «КТО КОГО?», побуждает меня, давно решившему не выступать больше на школьные темы, сесть за написание этой записки.
Очень хочу надеяться, что Лидия Васильевна поймет свою ошибку. Она назначила на пост директора школы человека, который не понимает, что изгнание из школы педагога, чья работа положительно оценивается и коллегами, и родителями, - это путь к разрушению школы. Нельзя выживать из школы человека, которого уважают и любят дети и подростки.
Новый человек в школе (особенно директор!) должен бережно относиться к тем нормам и
традициям, к тем педагогам, которые своей работой создают радостное настроение у учащихся и их родителей.
Надеюсь, что Лидия Васильевна примет меры, исключающие подобные конфликты не только в 1-й школе, но и во всей зоне ее руководящего влияния.
Надеюсь, что Р.М. поймет всю низость своего поведения по отношению к М.Н. не только как руководителя к подчиненному, но и как мужчины к женщине (эта сторона отношений в школе тоже существенна!). Не сомневаюсь, что в случае искреннего раскаяния Р.М. будет прощен, получит поддержку в его становлении и как руководителя, и как Мужчины.
Но полной уверенности в столь благополучном исходе конфликта у меня нет. Тут ведь только желания поступить «по уму» недостаточно. В большинстве случаев волевые усилия уступают в борьбе стереотипам поведения, сформировавшимся за многие годы пребывания в определенной социальной среде. И поэтому хотелось бы, развивая мысли Ольги Третьяковой по поводу конкретного конфликта в конкретной школе, обратить внимание журналистов на их возможности изменить направление развития этих отношений (директора к учителю, мужчины к женщине). Эта проблема сейчас актуальна как никогда. Культура социального воспитания должна стать предметом пристального внимания при рассмотрении позиций конфликтующих сторон. В поиске варианта выхода из конфликтной ситуации должно родиться такое решение, которое позволит определить содержание и формы сотрудничества разных людей, но занятых организацией одного школьного коллектива как главного средства выполнения школой своей общественной функции и самоутверждения каждой личности.
В связи с публикацией Ольги Третьяковой «вылезли» мысли как будто бы и не связанные с этим сюжетом. Но при поиске корней описываемого конфликта они могут оказаться и «к месту».
Странно, что прошел «незамеченным» двойной юбилей Н.К.Крупской. Нет признаков подготовки и к 65-летию со дня смерти А.С.Макаренко. Совсем не вспоминают о «педагогике сотрудничества», которая была таким ярким объектом внимания, что ей были посвящены два Всесоюзных мероприятия в 1988 году. Полная тишина царит вокруг школы Щетинина. Не видно никаких проявлений активности ведомств Булатова и Тарана по организации мероприятий, привлекающих внимание хотя бы только педагогов к возможностям использования достижений педагогической элиты прошлых лет в сегодняшних условиях. Заметно, что забывается основной принцип выбора средств формирования нормальной личности - «воспитание в коллективе, воспитание через коллектив».
22 марта 2004 года