Форум СМИ-Политика, литература, телевидение • Просмотр темы - Работы Шенталинского

Работы Шенталинского

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Austin Hunter » 17 авг 2011, 12:44

Какие уж тут шутки? Ольга Сократовна стала прототипом активисток будущего диссидентского движения. Набоков не зря над этим иронизировал, ему всё это претило, а революционный романтизм старшего поколения казался просто смешным. Людмила Улицкая почти вслед Набокову в романе "Зелёный шатёр" показала, какова экономическая подоплёка подобного нелегального оппозиционного движения.
Всё это зарождалось ещё при Чернышевском и его благоверной. :P
Последний раз редактировалось Austin Hunter 17 авг 2011, 12:56, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Austin Hunter
 
Сообщения: 4948
Зарегистрирован: 08 сен 2009, 10:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Омар Хаим » 17 авг 2011, 12:50

Austin Hunter писал(а):Николай Павлович, российский самодержец тоже не пощадил одного поэта за эпиграмматические выпады против его семьи, весьма неблагородные, надо сказать. И наказание похожее - ссылка под надзор в Казахстан. Урок пошёл на пользу, а литература от этого только выиграла.


Тогдашние интеллигенты друг к другу относились весьма своеобразно.

Когда Пушкина в 1820 году выслали в Екатеринослав, а потом перевели на Кавказ, в Крым и в Бессарабию, то Фёдор Иванович Толстой-Американец распространил слух, что того перед ссылкой высекли в охранном отделении. Пушкин очень обиделся и хотел по возвращении в Москву вызвать Толстого на дуэль, но не смог его найти. Позднее их помирили, и Толстой даже хлопотал за Пушкина, когда тот собирался жениться на Наталье Гончаровой.

Во время кругосветного путешествия с Крузенштерном в 1803-1806 годах Толстой-Американец неоднократно ссорился даже с самим капитаном и устраивал всяческие проказы. Например, он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе сургучом, поставив казённую печать. А когда тот проснулся, то убедил его, что казённую печать ломать нельзя, и отрезал ему бороду. Ещё Толстой научил своего ручного орангутанга заливать чернилами бумагу и оставил его в каюте капитана. В результате тот уничтожил все записи Крузенштерна. Капитан несколько раз сажал его под арест и наконец высадил вместе с орангутангом на Камчатке. Куда делся потом орангутанг, неизвестно. В Москве сплетничали, что Толстой его съел, и выдумывали про их совместную жизнь всякие мерзости.

Нет оснований предполагать, что интеллигенция стала другой при большевиках. Всё те же типы. Ментально нормальному обывателю далёкое прошлое всегда кажется золотым веком, плохое забывается.
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement
De vorst vertrekt; straks vouwt het linnen op
de dood en geen die nog de standplaats kent
Аватара пользователя
Омар Хаим
 
Сообщения: 7387
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 21:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Омар Хаим » 17 авг 2011, 12:53

Austin Hunter писал(а):Людмила Урицкая почти вслед Набокову в романе "Зелёный шатёр" показала, какова экономическая подоплёка подобного нелегального оппозиционного движения.


В смысле Улицкая?

Хотя какая разница, раз эти революционеры все одинаковы.
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement
De vorst vertrekt; straks vouwt het linnen op
de dood en geen die nog de standplaats kent
Аватара пользователя
Омар Хаим
 
Сообщения: 7387
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 21:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Austin Hunter » 17 авг 2011, 13:01

Спасибо, исправил. Да, аллюзии тут непроизвольные. 8-)
Аватара пользователя
Austin Hunter
 
Сообщения: 4948
Зарегистрирован: 08 сен 2009, 10:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Омар Хаим » 17 авг 2011, 13:21

Austin Hunter писал(а):Спасибо, исправил. Да, аллюзии тут непроизвольные. 8-)


Тут ещё одна аллюзия. Жития и страдания мучеников и в современной литературе популярны. В реальной жизни человек жил грешно, как и все другие обыватели. А страдания его образ очищают и возносят на пьедестал. Примеры - "Воительница" Лескова, "Сон Макара" Короленко или "Москва-Петушки" Ерофеева.

Это тоже традиция от "Воспоминаний о Сократе" Платона. А если учесть ещё одну идею Агнии о Платоне, как родоначальнике тоталитаризма (другое его сочинение, "Государство"), то возникают мысли о манихействе и гностицизме как культурных кодах российской цивилизации. Материальный мир - это свет, заключённый в оковы мрака.
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement
De vorst vertrekt; straks vouwt het linnen op
de dood en geen die nog de standplaats kent
Аватара пользователя
Омар Хаим
 
Сообщения: 7387
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 21:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Austin Hunter » 17 авг 2011, 13:41

Омар Хаим писал(а):
Austin Hunter писал(а):Спасибо, исправил. Да, аллюзии тут непроизвольные. 8-)


Тут ещё одна аллюзия. Жития и страдания мучеников и в современной литературе популярны. В реальной жизни человек жил грешно, как и все другие обыватели. А страдания его образ очищают и возносят на пьедестал. Примеры - "Воительница" Лескова, "Сон Макара" Короленко или "Москва-Петушки" Ерофеева.


Конечно. И художественное исследование этой аллюзии у того же Набокова стало многослойным, устремилось по нескольким направлениям. Чего стоит одно "Приглашение на казнь".

Но только Набоков остаётся и тут ироничным в отличие, скажем, от Тенгиза Абуладзе.

Омар Хаим писал(а):Это тоже традиция от "Воспоминаний о Сократе" Платона. А если учесть ещё одну идею Агнии о Платоне, как родоначальнике тоталитаризма (другое его сочинение, "Государство"), то возникают мысли о манихействе и гностицизме как культурных кодах российской цивилизации. Материальный мир - это свет, заключённый в оковы мрака.


Не совсем понял. Манихейство и гностицизм в разном соотношении являются общими кодами западной культуры. И схлёстываются, конфликтуют между собой напряжённо и драматично, со своей особой спецификой в русской культуре. Так что с равным успехом можно утверждать и обратное: русская культура провоцирует бегство от материального, самоотречение в пользу общего блага. И это в ней действительно неистребимый платоновский мотив.
Аватара пользователя
Austin Hunter
 
Сообщения: 4948
Зарегистрирован: 08 сен 2009, 10:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Омар Хаим » 17 авг 2011, 14:02

Austin Hunter писал(а):Не совсем понял. Манихейство и гностицизм в разном соотношении являются общими кодами западной культуры. И схлёстываются, конфликтуют между собой напряжённо и драматично, со своей особой спецификой в русской культуре. Так что с равным успехом можно утверждать и обратное: русская культура провоцирует бегство от материального, самоотречение в пользу общего блага. И это в ней действительно неистребимый платоновский мотив.


Книга только что вышла. И там российская идентичность подаётся нетрадиционно.

И. Г. Яковенко, А. И. Музыкантский "Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации"
Русский путь, 2011
ISBN: 978-5-85887-377-8

Книга посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения манихео-гностических оснований российской цивилизации. Раскрывая процессы формирования манихео-гностического комплекса, авторы исследуют, каким образом манихео-гностические пласты отечественной культуры влияют на социальные, политические и экономические реалии, как формируют основания национальной идентичности. Задаются вопросом об исторических судьбах и перспективах российской цивилизации, предлагают новые модели осмысления отечественной культурно-исторической традиции.

Для историков, культурологов, политологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся современными проблемами и перспективами развития России.


Лосев вообще считал манихейство формой гностицизма. Но Мирче Элиаде указывал на особенность манихейства, не характерную для гностицизма: манихеи хотели создать не эзотерическое учение, а универсальную религию для всех. Отсюда и конфликт: палкой хотят загнать людей в рай, но так, чтобы они думали, что сами себя гонят. Этим и Сократ грешил, и шао-линьские монахи, и упомянутый выше генерал Крокодилов.
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement
De vorst vertrekt; straks vouwt het linnen op
de dood en geen die nog de standplaats kent
Аватара пользователя
Омар Хаим
 
Сообщения: 7387
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 21:16

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Историк » 17 авг 2011, 14:14

Омар Хаим писал(а):
Историк писал(а):
Омар Хаим писал(а): Могу только предположить, что после возвращения с Кавказа Мандельштам уже знал, что неизлечимо болен,


Боюсь, название неизлечимой болезни М-ма мы от вас не услышим. Мандельшатмоведению доселе она не была известна.


Это к медикам вопрос. Человек, который знает, что жить ему осталось недолго, именно так себя и ведёт. Чтобы это понимать, не надо быть психоаналитиком.


Нет, вопрос именно к вам. Вы - не медик, а позволяете себе фантазировать невесть что о судьбе гениального поэта в стиле какого-то Сергея Кремлёва или Бушкова. Многие люди также странно себя ведут, но это не означает, что "жить им осталось недолго".

А официальным справкам гулаговских врачей особой веры нет. Они любому такой диагноз напишут. Тут требуется независимая экспертиза.


Не доверить официальным медицинским заключением только на том основании, что они противоречат всплескам фантазии какого-то юзера на форуме "Литературной газеты", - не видно причин.
Неадекватная "Агния" (прозвище "Психическая") постоянно занимается травлей несогласных с ней участников форума, публикует антисемитские тексты. И еще: выступает здесь с клеветнической подписью.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9626
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Re: Работы Шенталинского

Сообщение wwfe » 17 авг 2011, 14:18

Агния писал(а):...Прочитала подробные криминалистические исследования (об обстоятельствах смерти С.А. Есенина - wwfe). Там есть, мягко говоря, вопросы.

- Совершенно верно. Вопросов более, чем достаточно.
wwfe
 
Сообщения: 8524
Зарегистрирован: 07 сен 2009, 17:34

Re: Работы Шенталинского

Сообщение Историк » 17 авг 2011, 14:20

Омар Хаим писал(а):
Историк писал(а):
Мандельштам действительно во время ссылки приезжал в Москву или это неправда?


Да, неправда. Срок ссылки у Мандельшатама закончился в июне 1937 г. В Москву он приезжал только после этого. М-м получил после отбытия ссылки - столько-то городов. То есть он нарушал только установленные государством условия проживания - совершенно антиправовые.


Это понятно. А с какой целью приезжал? Хотел опубликовать свои произведения? Но ведь это ему не запрещалось. Для публикации можно было послать рукопись издателю, как большинство провинциальных авторов и делало.

А если он хотел с кем-то встретиться, то можно было того вызвать к себе. Запретом выезжать из Москвы никого не наказывали. Можно было и под Москвой встретиться, так тоже многие поступали.

Мандельшатам не только собой рисковал, но и других своим приездом подводил. Формально установленные нормы нарушались и антиправовыми на тот момент они не считались.


Хотел - и приезжал. На следстввии 1938 г. ему в вину вменялось не это, а прежние стихи 1934 г. Антиправовыми какие-то нормы считаются не на текущий момент, а в соответствии с принципами права. Мы же справедливо считаем, допустим, гитлеровское антиеврейское законадательство антиправовым. Если какой-то еврей на время отлучался из гетто, он нарушал при том формально установленные нормы гитлеровского правительства, несомненно.
Неадекватная "Агния" (прозвище "Психическая") постоянно занимается травлей несогласных с ней участников форума, публикует антисемитские тексты. И еще: выступает здесь с клеветнической подписью.
Аватара пользователя
Историк
 
Сообщения: 9626
Зарегистрирован: 10 окт 2010, 13:29

Пред.След.

Вернуться в История

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3