Н.В.Васильев писал(а):Господа! Говорить о русском суперэтносе времён Киевской Руси наверное не совсем правильно. Киевская Русь - конгломерат племён. Существует такое понятие - народность. Это, по определению Бромлея - "стадия развития этноса между племенем и нацией, общность, которая складывается в раннеклассовых государствах на базе родственных племён и отличается формированием единой духовной культуры, в т.ч. литературного языка, в определённых территориально-политических рамках, увеличением информационных связей и более высокой культурной однородностью в целом". Мне кажется,в рамках указанного исторического периода правильнее было бы говорить о древне-русской народности, а не русском суперэтносе . По историческим причинам древне-русская народность распалась, что привело к формированию русского, украинского и белорусского народов, после огосударствления которых началось формирование соответствующих наций в пределах национальных границ. Поэтому сегодняшняя номинальная совокупность этих народов является именно русским суперэтносом, а вовсе не российским.
Чуть не принял вашу реплику за ответ Скифа.
Дело в том, что видимо надо различать политическую динамику, в том числе глобальную, от той глобальной динамики этногенеза, которую пытался вышелушить и рафинировать Гумилёв. Категория "суперэтнос" в этом отношении является как раз выражением этой, сугубо этнической формы глобальных процессов. Гумилёв абстрагируется от других факторов и пытается вести речь об особой с его точки зрения социо-природной составляющей мировой истории, формируемой вокруг пассионарных энергий. Тут есть какой-то момент умозрительности, отмеченный Скифом. Субстанциальная основа этой энергии не совсем понятна. Говоря о ней, Гумилёв некоторым образом перекликается с Чижевским, с другими русскими космистами и попадает с ними с один ряд, как русский учёный-космист.
И, конечно, поскольку он занимается исследованием открытой им динамики этногенеза, то образцы этого процесса следует искать не только на стадии капиталистического становления национальных государств (как полагает Скиф, имея в виду российский суперэтнос), но и в более ранние периоды, на предшествующих современному экономическому развитию мировой цивилизации стадиях, т.е. в докапиталистических формациях и обществах, для которых идея ойкумены (ойкос=экология=глобалистика) не имела такого, как у нас с вами, понятийного выражения.