"Олден ломает комедию"
http://www.lgz.ru/article/19290/
Рискую показаться, как пишется в этом тесте, «самодовольным» , однако есть то, с чем в принципе невозможно согласиться. Поэтому позволю себе «покачать права», «навести тень на плетень», – покритиковать, одним словом.
От ряда статей Литгазеты остаётся двойственное впечатление: прямым текстом говорится одно, с чем зачастую согласен, но при этом, за «широкой спиной» этого явного текста лукаво скрывается-прячется подтекст, порой весьма грубый: гражданская война «на асфальте». А порой вообще неоднозначные темы смешиваются. И кого здесь оценивать, кому-чему адресовать своё мнение? Как-то это не по-мужски, прятаться… Сразу припоминается фраза «Властитель» слабый и лукавый». Или я не прав?
Двойственное впечатление возникло, хотя и в другом смысле, и от этого текста: с одной стороны, он с интеллектуальной «начинкой», что просто замечательно, а с другой, – проводится чёткое разделение-обрезание интеллектуальной сферы культуры (и человека в ней) от её чувственной основы. «Нтеллект*» здесь поэтому словно бы зависает в воздухе: его построения лишены ощущения реальности, почвы, они бесчувственны; И уже хитрить самому себе (выстраивать любую систему) можно сколько угодно. Для Запада, в том числе и для Британии, сшибка-противосстояние Интеллекта и Чувства – весьма обычное явление, на их жёстком противостоянии основана та культура; в Чувстве они склонны видеть хаос. Но не само чувство, как стихия, а именно перекос в какую-либо сторону способен действительно провоцировать энтропию: Главенство чувства приводит к хаосу, чрезмерное Доминирование Интеллекта создаёт условия для фашитизации. Инквизиция, как одна из самых зверских форм крепостного права (костры горели даже в 18 веке, фискальное общество, всеобщий «страх Лютера»), базировалась на доминировании интеллекта, «отрицания-умерщвления плоти». Произошёл невиданный ранее (гитлер «усилил и углубил») отрыв от реальности, чувственно осязаемой. Людей решили уверить в необходимости примитивнейшего и мизантропского апокатастасиса (спасение всех только после наказания) – для людоедской инквизиции это весьма было выгодно.
Делается такое разделение-разрезание по живому не спроста: интеллектуальный «примат» позволяет легко выращивать класс «господ», которые себя приматами отнюдь не считают. Интеллект вообще склонен к структуризации реальности (иерархии), если вообще способен её не потерять, «поверив алгеброй Гармонию».
Аристократия (духа) в любой стране нужна. Но она без интуитивно-чувственной составляющей Единой Культуры превращается в нечто самодовольное*, тираническое, бессовестное, лишённое эмпатии (в основе эмпатии – эмоциональное со-переживание со-бытия, по принципу конгениальности). Аристократия духа превращается в господство-тиранию социального характера: социум опримитивизируется («Я начальник, ты дурак» \ «Ты начальник, я дурак»; латентное рабство).
Только, где «господа», там и «рабы». Человек, влезший в «парадигму» рабства\тирании сам непременно заражается и тем, и другим. Не бывает лишь тиранического типа личности. Бывает только рабско-тираническая личность (М.Литвак): необходимость-желание покомандовать рабом невероятно корёжит личность командирщика. «Господин» всегда очень примитивен. И это известно любому, кто знаком с практической психологией: манипуляторов никто не уважает.
Над тираном всегда есть другой тиран, видящий в предыдущем раба. И оба* (их число в принципе* не ограниченно) это понимают.