Агния » 01 янв 2023, 17:56
КОД АНДЕРСЕНА
...
В энциклопедиях они стоят рядом. «Андеграунд» означает подполье в культуре, те течения в ней, в которых отрицаются общепризнанные социальные и художественные нормы и традиции, эпатируется публика, разрушается художественная форма. «Андерсен» – датский сказочник, в творчестве которого человек любим, а несправедливость и пороки наказаны. Андеграунд, ставший мейнстримом, активно зарабатывает на «новом прочтении» классики. С его точки зрения, Ганс Христиан Андерсен – надоевший старикашка со своими засахаренными скучными старыми ценностями.
Юбилейный год Андерсена ещё только начинался, а уже отмечался вовсю самыми продвинутыми способами. Новым интерпретациям творчества, жизни и судьбы несть числа, взять ли балет, поставленный в Лондоне, оперу, премьера которой пройдёт в Копенгагене, новые биографии, памятники и мероприятия. Любознательный ребёнок начала XXI века, а также и всякий взрослый теперь узнает, что Ганс Христиан Андерсен, любимый ими и ещё десятками поколений, “на самом деле” был обыкновенным неудачником, “лузером”, имевшим мать-алкоголичку, друга-предателя и постоянные поражения на любовном фронте, нищим и депрессивным психопатом, сублимировавшим в сказках своё либидо. Строго по Фрейду. Эдипов комплекс вылился в образ Снежной Королевы и Кая, птичка из “Соловья” слеплена из отказа шведской певицы ответить на чувства нелепого чудака… А почему нет? Ведь согласно тому же отцу психоанализа Достоевский стал великим писателем исключительно оттого, что был одержим манией отцеубийства! Таким способом препарированы уже многии гении. Настала очередь Андерсена. Рецепт известен. Фрейдистской рукой берём очень известного человека, перемешиваем с большим количеством произвольных домыслов, и кушайте его таким, вашего героя!
Вот статья об Андерсене в отечественном “глянце” для богатых и интеллектуально развитых (!) господ – название журнала опустим: во-первых, предмет этих заметок – общественный феномен, а не единичный случай, во-вторых, не стоит делать ему бесплатную рекламу.
Оказывается, “наука” (читай: фрейдизм, который на самом деле позавчерашнее слово в науке) “доказала”, что крестики, которые Андерсен ставил на полях своих рукописей, означают – ну что бы вы думали? Первое, что приходит в голову нормальному чедловеку, - молился великий сказочник за своих героев, когла это писал. А может, помечал места, которые считал особенно удачными. А вот и нет: в этих местах он… занимался мастурбацией. Сколько крестиков, столько раз и проонанировал. Но ведь и дальше можно пойти, когда всё дозволено. Почему бы не предположить, что прототипов героев, у имён которых стоят кресты, автор УБИЛ? Писал-писал, пошёл, замочил – и в землю закопал, и надпись написал, крестом очередную могилку пометил.
Когда андеграунд – одна из субкультур в рамках существующей культуры, он способен играть роль противовеса официозным ценностям. Победивший андеграунд, ставший массовой идеологией, загоняет в подполье всю культуру. Сводит сложное и высокое к простому и низкому, художественный гений – к перипетиям биологии и случая. Плевок в колыбель и танцы на гробах – так просто! И публика счастлива: по слову Пушкина, “он мал, как мы, он мерзок, как мы”…
В чём природа такой востребованности? Почему так важно добро объявить злом, ложь – истиной, а гения – сумасшедшим маргиналом?
Постмодернизм, скажет образованный читатель. Раз “всё уже сказано”, остаётся только играть чужими цитатами, вот тогда высекаются новые смыслы.
Увы, смыслы старые. Статистическая модель иная. То самое количество, которое переходит в качество. Геростраты бывают в разные времена. Но когда их единицы, их имена могут оставаться в истории, хотя и исключительно в связи с именем разрушенной ими святыни. Когда геростратово дело становится массовым феноменом, исчезают не только святыни, исчезают имена геростратов, ибо несть им числа. А то, на чём они паразитируют – если дело это не встречает противодействия, - действительно превращается в отрубленный сук, на котором они восседали. И в этом смысле фрейдизм перестаёт быть наукой, а постмодернизм – изысканным интеллектуальным стилем и, выйдя на улицу и совпадая с уличным бесчинством, становятся преступлением против культуры.
Оценить “игру штампами” может тот, кто их опознаёт, и до тех пор, пока такие грамотные существуют. Но повзрослело уже огромное количество людей, не ведающих первоисточников. И всерьёз считающих, что до них и кроме них ничего не было.
Я бы обратилась в ЮНЕСКО с предложением: если хороший был человек – не объявляйте его Года, не надо. Юбилей как общее дело по идее своей – продолжение жизни позитивных ценностей, утверждавшихся творчеством юбиляра. Ныне волею массового человека он превращается в утверждение антиценностей. ЮНЕСКО это надо?
Мила Бояджиева
«историк» - анонимный доносчик со справкой из ПНД, не состоявшийся в профессии – и обвиняющий в доносах, психболезнях, несостоятельности других и состоявшихся. Газлайтер – обвиняющий преследуемых в газлайтинге. Угрозы и пожелания смерти юзерам-женщинам