Luger Max Otto » 28 дек 2016, 09:24
Заметки на полях.
1. Реформы явились одной из попыток отреагировать на противоречие между образованием, ориентированным еще на доиндустриальный, мануфактурный период развития общества и реалиями "вокруг школы". Попытки апеллирования к советскому опыту носят довольно странный характер- особенно с Н. Островским, книги которого являют наглядный пример того, что и как нужно делать для развития катастроф в окружении ГГ. Сам пример очень показателен, кстати.
2. Попытка ассоциировать "полную «перемену» духовного уклада русского народа" и "вхождение его в состав и дух народа иного" является разновидностью скрещения ежа с ужом. Изменения духовного уклада не только нормальны, но и абсолютно неизбежны например при изменении уровня урбанизации, попытка тащить феодальные отношения в нынешние времена находятся на тонкой грани между непониманием и преступлением против человечности.
3. "деятельность Антона Макаренко, определившего своими работами развитие всей педагогической мысли в ХХ веке" есть грубейшая ошибка. Развитие педагогической мысли определяется воспроизводимыми методическими экспериментами (в основном воспроизводимыми как по частям, так и полностью), Макаренко же методиками не занимался и воспроизводимостью в его действиях и не пахло. Он, собственно, и не претендовал. Основа его деятельности- очень быстрая и адекватная реакция на ситуацию, основанная на личной именно что гениальности. Показательны попытки коммунаров воспроизведения его экспериментов- те, кто более- менее честный, оставили описание результатов- ничего не получалось, что совершенно неудивительно.
В реальности можно говорить о предельном развитии педагогики индустриального общества (работы Шаталова) к примеру- вот это, и точно, оказывает полезное влияние на развитие педагогической мысли.