Форум СМИ-Политика, литература, телевидение • Просмотр темы - Советская скульптура

Советская скульптура

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 11 ноя 2009, 16:02

Изображение

И.Д.Шадр.Портрет жены.1941.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 11 ноя 2009, 16:38

В 1939 году И.Д.Шадр и В.И.Мухина участвовали в конкурсе на лучший проект памятника А.М.Горькому. Памятник Горькому по проекту Шадра решено было установить на Манежной площади в Москве, а памятник по проекту Мухиной - в городе Горьком.И.Д.Шадр не успел закончить работу над памятником.

Изображение

И.Д.Шадр.А.М.Горький.1939.


Мухина считала Шадра настоящим русским художником с яркой и своеобразной индивидуальностью. "Он был особенный,- вспоминала она,- с неудержимой, часто сказочной и необузданной фантазией и вместе с тем необычайно мягкий и нежный в своих отношениях с людьми..." Она вспоминала свои беседы с ним в больнице, весной 1941 года.Особенно последнюю, когда умирающий скульптор пламенно говорил о великих задачах искусства, которые им всем предстоит исполнить. "Если умру - завершите мой памятник Горькому", - просил он Мухину. Она обещала ему сделать всё, что будет в её силах. Работу над памятником Мухина завершила в 1949 году. В 1951 году памятник был установлен на площади Белорусского вокзала.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 12 ноя 2009, 09:31

Шадр мечтал создать портрет В.И.Ленина при жизни вождя. Но не успел.Ему было поручено вылепить посмертный портрет Ленина.
В тетрадях Шадра появляются записи:"Умер Ленин, но дело его живёт. Могила Ленина - колыбель свободы всего человечества. Ленин - солнце грядущего. Ленин - знамя будущего. Под этим знаменем человечество победит мир гнёта и нищеты."

В 1925 году рабочие Гознака решили поставить памятник Ленину в скверике перед фабрикой и заказали этот памятник Шадру. Это был первый памятник Ленину в СССР.
Работая над ним, Шадр вспоминал памятник Суворову Козловского и "Медного всадника " Фальконе. Вспоминал парижские скульптуры, в первую очередь "Нея" Рюда:" Поывистое движение вперёд, к прорыву через стену врагов во что бы то ни стало..." Вновь и вновь шёл на Красную площадь, к своему любимому памятнику Минину и Пожарскому. Шадр пересматривает ленты кинохроники и сотни фотографий. Монумент невозможен без точного ясного жеста - делает вывод скульптор. Он находит этот жест - "жест вулкана, вздыбившего рычагом революции одну шестую часть земного шара."

Позднее у нас установился определённый тип монумента Ленину, где Ленин изображён с высоко поднятой, протянутой вдаль рукой. В 1967 году впервые были экспонированы прижизненные зарисовки вождя и все могли убедиться, что наиболее характерным был именно тот жест, который воссоздал Шадр.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 12 ноя 2009, 10:44

Изображение

И.Д.Шадр. Первый в СССР памятник В.И.Ленину.1925.


Шадр решил лепить скульптуру под открытым небом, в тех условиях, в которых она будет жить и действовать. На Шаболовской площади установили леса, там Шадр работает с начала весны до первых заморозков, с раннего утра до темноты, на высоте 25 метров. Наконец, первый эскиз готов. Леса сброшены. Шадр уходит в глубь площади и впервые видит статую целиком, с большого расстояния.
"Ошеломлён! Расстояние и высота совершенно изменили объём, изменили пропорции. Передо мной карлик ростом в десять метров! Отчаяние! Некому помочь. Захватив голову руками, я беспомощно опустился на колени."

Выходом оказался шестисотметровый телефонный шнур. Шадр просматривает скульптуру со всех возможных точек зрения, по телефону отдавая указания своим помощникам и корректируя их работу.Уходя на смежные улицы, поднимаясь на окрестные балконы, даже влезая на крыши домов и, наконец, на башню радиостанции, он заново прорисовывает силуэт в воздухе.
...Члены правительства, представители общественных организаций, художники, писатели, музейные работники приглашены на общественный просмотр. Памятник получил высокие отзывы. Но, увлечённый монументальной работой, Шадр забыл о том, что статуя должна стоять в небольшом скверике Гознака - ей тесно даже на Шаболовской площади.
Присутствовавшие на общественном просмотре представители Грузии предложили установить памятник на завершавшейся тогда постройке Земо-Авчальской ГЭС, расположенной возле Мцхеты. Лучшего нельзя было и придумать.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 12 ноя 2009, 13:15

В.И.Мухина много работала со стеклом.

Изображение

Изображение

Изображение
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 12 ноя 2009, 13:28

В 1940 г. по инициативе скульптора В. И. Мухиной, химика Н. Н. Качалова и писателя А. Н. Толстого, при Ленинградской (Деминской) зеркальной фабрике был организован экспериментальный цех по производству художественного стекла. Перед новым подразделением фабрики поставили задачу создать промышленные образцы советской стеклянной посуды, разработать современные техники варки и декорирования стекла, восстановить забытые технологии. На предприятии работали В. И. Мухина, А. А. Успенский, Н. А. Тырса, кадровые специалисты зеркальной фабрики.
В конце 1941 года производство утилитарно – бытовой продукции было остановлено. Не ушедшие на фронт мастера варили стекло для военных нужд и медицинской промышленности. В годы блокады в Ленинграде погибли Н. А. Тырса и А. А. Успенский.
В первые послевоенные годы предприятие не работало. Благодаря усилиям В. И. Мухиной и Н. Н. Качалова в начале 1948 года была восстановлена работа научно-исследовательской лаборатории художественного стекла с экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики, а в 1949 году зеркальная фабрика была реорганизована в завод художественного стекла (Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды), который должен был стать координирующим экспериментальным и производственным центром для разработки образцов массовой продукции, архитектурных деталей из стекла различного применения, уникальных выставочных произведений, демонстрирующих органичное сочетание утилитарного назначения с красивой формой.

В 1950 –1960 – е гг. ЛЗХС стал основным центром художественного стеклоделия в СССР, завод располагал крупнейшими в отрасли научно-исследовательской технологической и художественной лабораториями, музеем с богатой коллекцией стекла.

Более полувека ЛЗХС был одним из ведущих центров отечественного стеклоделия (координатором «ленинградской школы»), на заводе создавались качественная бытовая посуда, авторские работы, призванные не только продемонстрировать уровень владения способами обработки и декорирования стекла, но и показать произведение искусства своего времени, изящную или наоборот, монументальную, вещь, отвечающую современным представлениям о прекрасном. В январе 1997 года завод был закрыт.

Изображение

В.И.Мухина.Ваза "Лотос". 1941.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 13 ноя 2009, 13:00

Изображение

В.И.Мухина.Крестьянка.1927.

"Вопрос о том, какую роль играет гипербола? Чему она служит? Что выражает? В статуе Мухиной она служит возвеличению человека. Это надо понять, и тогда не страшны будут отступления от канона.

Женщина стоит на земле („Мать сыра земля", — справедливо замечает Д. Аркин (Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961, стр. 158.)), стоит, сложив рабочие руки, после работы, счастливая, спокойная, гордая, полная чувства собственного достоинства. Самый мотив стояния приобретает в скульптуре Мухиной глубокий человеческий смысл. Если есть в этой статуе недочеты, то, пожалуй, в том, что форма недостаточно собрана, может быть, и в том, что фигура высится на снопах. Жница, после того как она их связала, не встанет на них. Но простим и эту вольность художнице. Она решилась чуть вздернуть сарафан, из-под него видна рубашка (может быть, найдут и это неприличным). Но все эти вольности и отступления оправданы общим замыслом, композицией, ритмом, конструкцией фигуры. Мухиной удалось в фигуре крестьянки раскрыть архитектонику человеческого тела, какую древнеегипетские мастера утверждали в своих колоссах. Грузное тело сужается и облегчается кверху, оно ритмично расчленено на отрезки, отрезки кверху все более сокращаются. В этом угадывается некий непреложный закон. Именно так русский крестьянин мастерил свою избу, увенчивая ее коньком. Современный мастер не мог быть не воодушевлен возможностью мыслить и чувствовать в унисон с народными мастерами. В огромной мухинской статуе есть нечто напоминающее произведения народной деревянной скульптуры. Ее вдохновляла не сказочность, не затейливость народной резьбы, а ее первозданная сила, простота, величие, цельность. "
М.В.Алпатов, из выступления в Академии художеств СССР.1967.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 13 ноя 2009, 13:20

"Крестьянка" была сделана для выставки, посвящённой 10-летию Октябрьской революции. Работа Мухиной получила первую премию. После выставки скульптура заняла своё место в ГТГ. В 1933 г. "Крестьянку" отправили на 19 международную выставку в Венецию, где она имела большой успех. Владелец частного музея из Триеста загорелся желанием приобрести "Крестьянку" и ВОКС обратился к автору - желает ли она продать? Мухина обратилась в Наркомпрос, которому принадлежала статуя. Заведующий музейным фондом Феликс Кон решил: -По политическим соображениям продать нужно.
Статуя была застрахована на 1000 рублей золотом, за эту сумму и продали. Деньги передали Мухиной.
После войны, в 1946 г., "Крестьянка" покидает Триест и поступает в Ватиканский музей в Риме, где и находится в настоящее время.
Взамен проданной статуи в 1935 г. сделали второй отлив из бронзы, который снова занял место в ГТГ.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Марина Королёва » 14 ноя 2009, 07:51

Изображение

М.И.Кац. Памятник Воровскому.1924.

Очень удивилась, увидав, сколько небылиц написано об этом памятнике в интернете. Вернее, о позе Воровского. Пишут, что такой позой скульптор хотел отобразить ораторское искусство Вацлава Вацлавовича :) :?: , что Воровский болел полиомиелитом, был паралитиком,Что он изображён сразу после выстрела в затылок, :shock: :!: и даже " в ожидании летящей пули". :o :!: :!: При этом все авторы повторяют :"загадочно, непонятно, удивительно!" Загадочно и непонятно только одно - зачем они всё это пишут? :?: :( Вернее, слишком понятно.Ведь достаточно прочесть биографию Воровского, и все загадки-непонятки исчезают.
В апреле 1897 года Воровский был арестован и брошен в Таганскую тюрьму. Делом его занимался лично полковник Зубатов. Воровский наотрез отказался давать какие-либо показания и по личному распоряжению Зубатова его в декабре 1897 заключили в карцер. Там он провёл на мокром холодном полу несколько дней и в результате заболел суставным ревматизмом . К тому же у него открылся туберкулёзный процесс в лёгких, что ещё утяжелило заболевание суставов . Мать Воровского просила отпустить его из тюрьмы в связи с болезнью. Но больного Вацлава Вацлавовича продержали в Таганке ещё больше года - до января 1899. На всю жизнь у Воровского остались скованность в суставах и деформация и тугоподвижность позвоночника.
Поэтому памятник Воровскому - это не только памятник революционеру, публицисту, дипломату . Это ещё памятник бесчеловечности режима Николая Второго.
Последний раз редактировалось Марина Королёва 14 ноя 2009, 13:45, всего редактировалось 1 раз.
Мало страдаешь от неисполнимых желаний, когда приучаешь своё воображение чернить прошлое. Фридрих Ницше.
Марина Королёва
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 14 окт 2009, 11:23

Re: Советская скульптура

Сообщение Татьяна Яковлева. » 14 ноя 2009, 09:51

.


Кажется. знаешь эти произведения давным-давно.
Но когда они поданы сразу, одно за другим, да еще с такими блестящими комментариями -
понимаешь, как много внесла та прекрасная эпоха в сокровищницу мирового искусства. :idea:
NO PASARAN !
Аватара пользователя
Татьяна Яковлева.
 
Сообщения: 243
Зарегистрирован: 05 сен 2009, 13:32

Пред.След.

Вернуться в Искусство СССР

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1